Воинские железнодорожные перевозки. Перевозка железнодорожным транспортом граждан, призванных на военную службу, к местам службы

(Богуславец М. А.) ("Право в Вооруженных Силах", 2006, N 4) Текст документа

ВОИНСКИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ. ПЕРЕВОЗКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ ГРАЖДАН, ПРИЗВАННЫХ НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ, К МЕСТАМ СЛУЖБЫ

М. А. БОГУСЛАВЕЦ

М. А. Богуславец, старший помощник начальника отдела кадров, капитан юстиции.

Действующим законодательством предусмотрено проведение призыва граждан, не пребывающих в запасе, на военную службу два раза в год. Мероприятия по осуществлению призыва проводятся с 1 апреля по 30 июня и с 1 октября по 31 декабря. Согласно общепринятой терминологии призыв, осуществляемый в указанные периоды, соответственно принято называть весенним и осенним. По окончании всего комплекса мероприятий в рамках призыва осуществляется перевозка призванных на военную службу граждан (молодого пополнения) к местам прохождения службы. В силу значительных территориальных масштабов России и нюансов развития транспортной системы в Российской Федерации значительная доля перевозок молодого пополнения приходится на железнодорожный транспорт. В связи с этим в настоящей статье будут рассмотрены вопросы перевозки лиц, призванных на военную службу, именно железнодорожным транспортом. Невзирая на то, что такого рода перевозки совершаются с регулярной периодичностью (два раза в год), существуют определенные проблемы организации и осуществления перевозочного процесса. Данные проблемы связаны со следующими обстоятельствами: - со спецификой перевозимого контингента - правовой статус перевозимых лиц в момент отправки претерпел кардинальные изменения, ввиду чего данные лица еще не успели освоиться в новой роли; - с относительной непродолжительностью существования правоотношений по перевозке (применительно к сроку всей службы), что способствует формированию у отдельных лиц неверного мнения о возможности игнорирования большинства правовых норм, регулирующих "сиюминутные" отношения по перевозке граждан, призванных на военную службу, к месту службы. Кроме того, одной из причин наличия вышеуказанных проблем является слабая информированность (низкий уровень правовой подготовки) по вопросу перевозки молодого пополнения к местам службы как должностных лиц, обеспечивающих организацию и осуществление перевозки, так и перевозимого контингента. В целях устранения указанных причин автором на основании действующих нормативных правовых актов в настоящей статье рассматривается порядок организации и осуществления перевозок лиц, призванных на военную службу, железнодорожным транспортом. Материалы статьи помогут должностным лицам, задействованным в указанной перевозке, организовать свою деятельность в строгом соответствии с требованиями нормативных правовых актов; призывникам - лучше узнать порядок и правила перевозки, что будет способствовать повышению уровня их правовых знаний и позитивно повлияет на правосознание молодого пополнения, а в случае нарушений их прав при перевозке - поможет выбрать адекватный способ правовой защиты. Статья также представляет интерес для родителей призывников, которые из ее содержания могут узнать о нормах обеспечения, полагающихся призванным на военную службу лицам, бытовых и санитарных условиях, которые должны быть созданы при их перевозке, порядке предоставления необходимой медицинской помощи в пути следования и организации культурно-досуговой работы в момент перевозки. Прежде всего, хотелось бы остановиться на отдельных положениях некоторых нормативных правовых актов, позволяющих определить место правоотношений по перевозке железнодорожным транспортом граждан, призванных на военную службу, в системе военного законодательства, и норм права, регулирующих осуществление перевозки железнодорожным транспортом в целом. В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ прохождение военной службы гражданами Российской Федерации осуществляется по призыву и в добровольном порядке (по контракту). Началом военной службы для граждан, призванных на военную службу, не пребывающих в запасе, считается день убытия из военного комиссариата субъекта Российской Федерации к месту прохождения военной службы, а для граждан, поступивших на военную службу по контракту, - день вступления в силу контракта <*>. -------------------------------- <*> См.: Ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации "Вопросы прохождения военной службы" от 16 сентября 1999 г. N 1237.

Датой вступления в силу контракта является дата его подписания соответствующим должностным лицом от имени Министерства обороны Российской Федерации (других войск, воинских формирований, органов, в которых законом предусмотрено прохождение военной службы) <*>. Подписывается (заключается) контракт по месту службы. -------------------------------- <*> См.: П. 4 ст. 32 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"; п. 8 ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы.

Таким образом, лица, поступающие на военную службу по контракту, к месту предполагаемой службы следуют в качестве гражданских лиц, а не в качестве военнослужащих, т. е. в случае перевозки таких лиц к месту предполагаемой военной службы железнодорожным транспортом на них распространяются нормы гражданского и транспортного законодательства, регулирующие общий порядок перевозки железнодорожным транспортом. Единственной особенностью перевозки таких лиц является то, что осуществляется она по воинским перевозочным документам (ВПД), во всем остальном данные лица пользуются услугами, предоставляемыми на железнодорожном транспорте, в порядке, установленном при обычных перевозках граждан. В отличие от контрактников лица, проходящие военную службу по призыву, в момент следования к месту службы уже являются военнослужащими, т. е. к их перевозке применяются правила, установленные нормативными правовыми актами для перевозки военнослужащих. Положения Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации гласят, что к воинским железнодорожным перевозкам относятся железнодорожные перевозки воинских частей и подразделений, воинских грузов, воинских команд и отдельных лиц, проходящих военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, сотрудников органов федеральной государственной службы безопасности <*>. В связи с этим перевозку железнодорожным транспортом вновь набранного пополнения необходимо отнести к воинской железнодорожной перевозке. -------------------------------- <*> Статья 2 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ.

Следовательно, нормы Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", Положения о порядке прохождения военной службы, Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации относят правоотношения по перевозке граждан, призванных на военную службу, к военно-транспортным отношениям, на которые распространяется действие актов военного законодательства и транспортного законодательства. Определяя перевозку граждан, призванных на военную службу, как воинскую железнодорожную перевозку, необходимо отметить особенность осуществления указанной перевозки. Данная особенность связана со спецификой правового положения перевозимых лиц. Указанные лица только что преодолели переходную (пограничную) стадию смены своего правового положения со статуса гражданского лица на статус военнослужащего. Как указывалось выше, в перевозке лиц, поступающих на военную службу в добровольном порядке, нет никаких особенностей. Лица, направляемые в воинские части, иные организации Вооруженных Силах Российской Федерации (других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрено прохождение военной службы) для прохождения военной службы по контракту, следуют к месту предполагаемой службы на правах обычных пассажиров. В отличие от этого перевозка лиц, проходящих военную службу по призыву, из военкоматов субъектов Российской Федерации к местам службы осуществляется как перевозка военнослужащих. Следовательно, на нее должны быть распространены все положения и правила воинской железнодорожной перевозки. Лучшему пониманию установленного порядка перевозки лиц, призванных на военную службу, способствует целостное и последовательное рассмотрение деятельности не только должностных лиц, непосредственно сопровождающих лиц, призванных на военную службу, к местам службы, но и органов военного управления и государственной власти, задействованных в подготовке и осуществлении соответствующих перевозок. Поэтому первоначально рассмотрим деятельность органов военного управления на стадии планирования и подготовки перевозки лиц, призванных на военную службу. Отправке из военкомата субъекта Российской Федерации к месту прохождения военной службы предшествуют мероприятия, проводимые в рамках организации призыва граждан на военную службу. Распределение объемов перевозок граждан, призванных на военную службу, по видам транспорта производится Центральным управлением военных сообщений Министерства обороны Российской Федерации по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области соответствующего вида транспорта. Штабы военных округов, из которых отправляются граждане, призванные на военную службу, по получении заявок от главных штабов видов Вооруженных Сил, штабов военных округов, получающих пополнение, штаба Воздушно-десантных войск, главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, командиров воинских частей и начальников учреждений, органов управлений других войск, воинских формирований и органов на их подачу в войска (силы): - в порядке и в сроки, определяемые Генеральным штабом и Инструкцией по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, составляют заявки на перевозку граждан, призванных на военную службу, и представляют их в Центральное управление военных сообщений Министерства обороны Российской Федерации и в копии в Генеральный штаб (ГОМУ) не позднее чем за 30 суток до начала перевозок; - с учетом установленных Генеральным штабом сроков отправки граждан, призванных на военную службу, разрабатывают план отправки граждан, призванных на военную службу, в войска (силы), выписки из которого доводят до глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации через военные комиссариаты субъектов Российской Федерации; - не позднее чем за 10 суток до начала отправки воинских эшелонов (команд) доводят до главных штабов видов и штабов родов войск Вооруженных Сил, штабов военных округов, главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, командиров воинских частей и начальников учреждений, органов управлений других войск, воинских формирований и органов, получающих граждан, призванных на военную службу, выписки из плана отправки, в которых указывается, для каких войск (сил) и сколько их будет направлено, на какие сборные пункты и к какому сроку командировать личный состав для их приема и сопровождения. Военный комиссариат субъекта Российской Федерации на основании полученной из штаба военного округа выписки из плана отправки граждан, призванных на военную службу, разрабатывает план отправки граждан, призванных на военную службу, со сборного пункта, который утверждается главой органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Выписки из плана доводятся до глав местного самоуправления через военные комиссариаты районов. Военный комиссар района на основании полученной из военного комиссариата субъекта Российской Федерации выписки из плана отправки граждан, призванных на военную службу, со сборного пункта разрабатывает график отправки призывников на сборный пункт, который утверждается главой органа местного самоуправления. Выписки из плана межокружных перевозок с указанием номеров воинских эшелонов (команд) доводятся Центральным управлением военных сообщений Министерства обороны Российской Федерации до штабов военных округов не позднее чем за 20 суток до начала отправки воинских эшелонов (команд) из пунктов их формирования. Изменение сроков отправки воинских эшелонов (команд), а также изменение станций (портов) и аэропортов (аэродромов) их погрузки и назначения после утверждения плана перевозок без согласования с Генеральным штабом не допускается. Заключительным этапом (стадией) комплекса мероприятий по организации призыва граждан на военную службу является прибытие призывников в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до отправки к месту прохождения военной службы, т. е. призывник, в отношении которого призывной комиссией принято решение о призыве на военную службу, обязан явиться на призывной пункт для отправки к месту службы во время, указанное в повестке, врученной призывной комиссией. Явка на призывной (сборный) пункт происходит в следующем порядке. Сначала призывники прибывают в военный комиссариат района, города (без районного деления) для последующей отправки на сборный пункт <*>. Сборные пункты создаются решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в целях обеспечения организованной отправки призывников к месту прохождения военной службы, формирования воинских эшелонов (команд) призывников, передачи их представителям воинских частей. Решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяются также место нахождения, конкретная территория и состав сборного пункта. -------------------------------- <*> Сборный пункт представляет собой комплекс специально выделенных и оборудованных помещений и территории. При необходимости по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации может быть выделен и оборудован для совместного использования один сборный пункт, работу которого организуют орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и военный комиссариат субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен этот сборный пункт.

Явка призывников в военный комиссариат для последующей их отправки на сборный пункт назначается, как правило, заблаговременно, с учетом времени прибытия на сборный пункт, ознакомления представителей воинских частей с призывниками и формирования воинских эшелонов (команд). Призывники обязаны явиться в военный комиссариат для последующей отправки на сборный пункт в исправной одежде и обуви, а отправляемые в воинские части в холодное время года или в местности с холодным климатом должны иметь теплую одежду и обувь. На сборный пункт призывники направляются в организованном порядке в сопровождении представителей органов местного самоуправления и военных комиссариатов. Указания о порядке и сроках направления призывников на сборные пункты доводятся до военных комиссариатов военными комиссариатами субъектов Российской Федерации после получения ими из штаба соответствующего военного округа (флота) выписки из плана отправки в войска (на флот) призывников. Для организации работы сборного пункта органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации совместно с военным комиссариатом субъекта Российской Федерации создается временный штаб администрации сборного пункта под руководством начальника сборного пункта. Начальник сборного пункта подчиняется заместителю военного комиссара субъекта Российской Федерации. Согласно п. 29 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 1999 г. N 587, во время нахождения призывников на сборном пункте они обеспечиваются горячей пищей по нормам общевойскового пайка, утвержденным Министром обороны Российской Федерации. Нормы общевойскового пайка предусмотрены в приложении к Приказу Министра обороны Российской Федерации "Об утверждении Положения о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время" от 22 июля 2000 г. N 400 и приводятся автором ниже. Таким образом, еще до отправки призывников со сборного пункта субъекта Российской Федерации к местам службы, т. е. до того, как они стали военнослужащими, к ним применяются отдельные положения, распространяющиеся на военнослужащих. Предусмотрено, что на сборном пункте при содействии органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации должна быть организована воспитательная и культурно-массовая работа с призывниками, а также производиться продажа товаров первой необходимости. Согласно нормам п. 30 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации на сборном пункте разрешается иметь резерв призывников (до 3% от числа отправляемых в воинских эшелонах или командах), который используется для пополнения эшелонов (команд) в случае заболевания отдельных призывников или невозможности их отправки по другим причинам. Однако при этом должно соблюдаться требование, согласно которому задерживать на сборном пункте призывников, находящихся в резерве, более 3 суток или возвращать их в военные комиссариаты запрещается. Должностным лицам, обеспечивающим организацию и осуществление перевозок, сопровождающим призывников, а также самим призывникам необходимо помнить, что при отправке призывников со сборного пункта к месту прохождения военной службы в их документы персонального учета (военный билет и учетно-послужную карту) вносится запись о дате убытия со сборного пункта, которая заверяется гербовой печатью военного комиссариата субъекта Российской Федерации. Перевозка призывников железнодорожным транспортом производится в составе воинских эшелонов (команд) в соответствии с требованиями общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, Наставления по перевозкам войск железнодорожным, морским, речным и воздушным транспортом, Устава воинских железнодорожных перевозок по планам Министерства обороны Российской Федерации, согласованным с непосредственным перевозчиком и федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта (в настоящий момент это Федеральное агентство железнодорожного транспорта). Далее хотелось бы отметить интересный момент. Согласно положениям п. 53 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе (далее - Инструкция) <*>: "Перевозка граждан, призванных на военную службу, производится в соответствии с Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Наставлением по перевозкам войск железнодорожным, морским, речным и воздушным транспортом, Уставом воинских воздушных перевозок и требованиями настоящей Инструкции". В указанном положении отсутствует упоминание Устава воинских железнодорожных перевозок. Такое упущение способно привести к неверному применению норм права, регулирующих воинские железнодорожные перевозки. Устав воинских железнодорожных перевозок является одним из руководящих нормативных правовых актов при осуществлении всех видов воинских железнодорожных перевозок, в том числе и перевозок вновь призванного пополнения. Поэтому положения Инструкции следует применять с учетом норм Устава воинских железнодорожных перевозок. Кроме того, отдельные особенности выполнения перевозок граждан, призванных на военную службу, могут определяться Центральным управлением военных сообщений Министерства обороны Российской Федерации по согласованию с Генеральным штабом. -------------------------------- <*> См.: Приложение N 1 к Приказу Министра обороны Российской Федерации "О мерах по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 1 июня 1999 года N 587 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" от 6 сентября 1999 г. N 400.

Каждому воинскому эшелону Центральным управлением военных сообщений Министерства обороны Российской Федерации, а воинской команде службой военных сообщений военного округа присваивается учетный номер на весь путь следования. Отправка личного состава безномерными командами запрещена. Формирование воинских эшелонов (команд) из числа призывников осуществляется в соответствии с дислокацией дальнейших мест службы относительно маршрута следования. При отправке молодого пополнения к местам службы необходимо учитывать требование, содержащееся в п. 33 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации. Согласно данному требованию отправление воинских эшелонов (команд) планируется с таким расчетом, чтобы в дни государственных праздников исключить нахождение призывников на вокзалах, аэродромах, в аэропортах, морских и речных портах и в пути следования. Рассмотрим более подробно вопросы непосредственного осуществления перевозки железнодорожным транспортом лиц, призванных на военную службу: каким образом организуется несение службы при перевозке личного состава, как размешается личный состав, чем он обеспечивается. Ответы именно на такие вопросы, на взгляд автора, больше всего интересуют самих призывников, их родителей, а также лиц, задействованных в организации и обеспечении данных перевозок. Прежде всего, необходимо отметить, что численность личного состава, перевозимого в воинском эшелоне (команде), не должна превышать наличия посадочных мест в транспортном средстве. Данное правило содержится в п. 55 Инструкции. Распределение граждан, призванных на военную службу, по ротам, взводам, отделениям (из расчета следования в одном пассажирском вагоне одной роты) происходит до отправки воинского эшелона. Командиры подразделений составляют именные списки личного состава подразделений, по которым проверяется его наличие в пути следования. Воинское звание, фамилия начальника воинского эшелона (команды) и номер воинского эшелона (команды) объявляются всему личному составу. Перед началом погрузки воинского эшелона (команды) начальник воинского эшелона (команды) обязан провести инструктаж личного состава по требованиям безопасности при производстве погрузочно-разгрузочных работ и следовании по путям сообщения, пожарной безопасности и действиям при возникновении пожара. Для несения внутренней и караульной служб в воинском эшелоне начальником эшелона назначаются: - дежурный по воинскому эшелону и его помощник; - дежурные по ротам (соответствующим им подразделениям); - дежурные и дневальные по вагонам; - караул; - дежурное подразделение; - дежурный сигналист-барабанщик. Лица, призванные на военную службу, в ходе перевозки могут привлекаться к несению внутренней службы в воинском эшелоне. Допускается их назначение в состав дежурного подразделения (для выполнения хозяйственных работ и т. п.) или дневальными по вагону. Однако назначение указанных лиц в караул, а равно привлечение к выполнению боевых задач (участие в боевых действиях, несение боевого дежурства, боевой службы) недопустимо. Запрет на назначение в состав караула, иного подразделения, выполняющего боевую(ые) задачу(и), следует из положений Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Абзац 3 ст. 10 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации содержит следующую норму: "До приведения к Военной присяге военнослужащий не может назначаться на воинские должности, привлекаться к выполнению боевых задач (к участию в боевых действиях, несению боевого дежурства, боевой службы, караульной службы)". Приведение к Военной присяге производится после прибытия к месту службы и прохождения соответствующей программы обучения. Соответственно лица, призванные на военную службу, при их перевозке из военкоматов субъектов Российской Федерации являются не приведенными к Военной присяге, а следовательно, их нельзя привлекать к несению караульной и иной боевой службы (дежурства). Вопросам обеспечения надлежащего порядка и дисциплины в ходе перевозки призывников в нормативных правовых актах уделяется значительное внимание. Так, положениями Инструкции предусмотрено, что личный состав для приема и сопровождения граждан, призванных на военную службу, назначается из числа наиболее дисциплинированных и требовательных военнослужащих, способных поддерживать воинскую дисциплину и порядок в воинских эшелонах (командах). Назначение личного состава для приема и сопровождения граждан, призванных на военную службу, производится из одного соединения (воинской части) во главе со своими штатными командирами. Начальник воинского эшелона несет персональную ответственность за состояние дисциплины в воинском эшелоне. Ответственными за состояние дисциплины эшелона являются также иные должностные лица. Обязанности по обеспечению дисциплины возложены на дежурного по воинскому эшелону. Нарушители воинской дисциплины и порядка изолируются в отдельное купе вагона, в котором следует начальник воинского эшелона (команды). В пути следования начальники воинских эшелонов (команд) обязаны докладывать военным комендантам на путях сообщения о состоянии воинской дисциплины и обеспечении необходимым довольствием личного состава воинского эшелона (команды). В Инструкции закреплено положение, согласно которому воинские эшелоны на железнодорожных станциях принимаются на специально выделяемые пути, обеспечивающие безопасность перевозимых граждан, призванных на военную службу. Запрещается перевозить с воинским эшелоном посторонних лиц, а также грузы, не относящиеся к воинскому эшелону. Исключением из данного правила является право военного коменданта осуществить дополнительную посадку в эшелон определенной категории пассажиров в некоторых случаях. Например, военным комендантам разрешается в пути следования воинских эшелонов при наличии свободных мест производить посадку в попутном направлении граждан, призванных на военную службу и следующих к месту прохождения военной службы, до полной вместимости вагонов. Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (ст. 417) предусмотрено, что военным комендантом может быть разрешен проезд с воинским эшелоном должностных лиц транспорта. Питание в пути следования к месту прохождения военной службы в составе воинского эшелона (команды) граждан, призванных на военную службу, и сопровождающих их лиц организуется в порядке, определенном Положением о продовольственном обеспечении в Вооруженных Силах Российской Федерации на мирное время, утвержденным Приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 июля 2000 г. N 400. Раскладка продуктов утверждается начальником воинского эшелона (команды). Граждане, призванные на военную службу, в пути следования в составе воинских эшелонов (команд) могут обеспечиваться: - горячей пищей из кухонь полевых воинских эшелонов или через столовые военно-продовольственных пунктов; - рационами питания (пайками) в соответствии с примечаниями к этим рационам (пайкам). Под полевые кухни и продовольственные склады могут выделяться вагоны. Вагоны, выделяемые в составе воинского эшелона под полевые кухни и продовольственный склад, оборудуются необходимым имуществом по указанию начальника тыла военного округа, из которого отправляются воинские эшелоны с гражданами, призванными на военную службу. Применение жидкого топлива в качестве горючего для работы кухонь полевых в воинском эшелоне запрещается. Проверка выполнения противопожарных мероприятий при установке кухонь, печей и другого пожароопасного оборудования в вагонах осуществляется начальником воинского эшелона (команды). Выделение кухонь полевых и емкостей для воды производится военными округами по заявке органов военных сообщений в воинские эшелоны, которые формируются на их территории и предназначены для обеспечения перевозок граждан, призванных на военную службу. Положением о продовольственном обеспечении в Вооруженных Силах Российской Федерации на мирное время предусмотрены нормы обеспечения граждан, призванных на военную службу, продуктами питания (пищей) в пути следования. Приведем наименования и количество основных продуктов питания, указанных в данной норме, из расчета предоставления продуктов на одного человека в сутки: хлеб из смеси ржаной обдирной и пшеничной муки 1-го сорта - 350 г; хлеб белый из пшеничной муки 1-го сорта - 400 г; крупа разная - 120 г; макаронные изделия - 40 г; мясо - 200 г; рыба - 120 г; масло коровье - 30 г; молоко коровье - 100 г; яйца куриные - 4 шт. в неделю; сахар - 70 г; соль пищевая - 20 г; чай - 1,2 г; картофель и овощи всего 900 г; соки плодовые и ягодные 50 г, или напитки фруктовые - 65 г. При этом обеспечение воинских эшелонов продовольствием на путь следования осуществляется исходя из норм передвижения воинских эшелонов в сутки, установленными войсковыми и выгрузочными (не менее чем на 5 суток) запасами продовольствия, кухнями полевыми, необходимым инвентарем и другим имуществом по установленным нормам. Время нахождения в пути следования исчисляется в полных сутках, при этом время свыше 6 часов принимается за полные сутки. Это означает, что в случае нахождения воинского эшелона (команды) в пути 3 суток и 7 часов личный состав данного эшелона (команды) должен быть обеспечен рационами питания (или пищей) на 4 суток. Если воинские эшелоны в пункте формирования не могут быть обеспечены хлебом, мясом и другими продуктами на весь путь следования, то недостающие продукты воинские эшелоны получают в пути через военно-продовольственные пункты, продовольственные склады военного округа или воинские части по заявкам начальников воинских эшелонов. Заявки подаются в письменной форме через военных комендантов по пути следования с расчетом их получения военно-продовольственным пунктом или продовольственным складом военного округа (воинской частью) не позднее чем за 6 часов до прибытия воинского эшелона. Продовольствие для воинских эшелонов доставляется к месту их стоянки военно-продовольственным пунктом или продовольственным складом военного округа или воинской частью. Горячей пищей личный состав из кухонь полевых обеспечивается не менее двух раз в сутки, а когда кухонь в воинском эшелоне нет - через военно-продовольственные пункты не менее одного раза в сутки. Пища готовится по единой раскладке продуктов для всего личного состава воинского эшелона. Это означает, что наименование, состав блюд, а также размеры порций, выдаваемых лицам, призванным на военную службу, и всем сопровождающим их лицам, в том числе и начальнику воинского эшелона, должны быть одинаковыми. Если горячая пища на военно-продовольственном пункте выдается один раз в сутки, она должна составлять 1/2 суточной нормы пайка, включая сахар, кисель (компот) и чай. Вместо второй половины пайка в этих случаях личному составу воинского эшелона выдается рацион питания из расчета: один рацион на двух человек. В случае получения личным составом воинских эшелонов (команд) горячей пищи из военно-продовольственных пунктов выдача пищи может производиться: - в столовых военно-продовольственных пунктов; - из столовых военно-продовольственных пунктов в термоса воинских эшелонов; - доставкой горячей пищи к воинским эшелонам в термосах военно-продовольственного пункта. В любом из перечисленных случаев организованное получение и раздачу горячей пищи обеспечивает дежурный по воинскому эшелону. Начальник воинского эшелона (команды) не имеет права отказаться от заказанной им горячей пищи или продовольствия, кроме случаев их явной недоброкачественности или письменной отмены ранее поданной заявки. Заявка может быть отменена через военных комендантов по пути следования не позднее чем за 6 часов до прибытия воинского эшелона (команды) в пункт получения горячей пищи или продовольствия. В целях надлежащего и своевременного обеспечения эшелонов всем необходимым нормативно определено, что воинские эшелоны на железнодорожных станциях принимаются на специально выделяемые пути, наиболее удобные для снабжения эшелонов топливом и водой (п. 80 Инструкции). Вопросы медицинского и санитарного обеспечения в пути следования решены следующим образом. В соответствии с нормами п. 72 Инструкции в составе каждого воинского эшелона отводится одно или несколько отдельных купе под изолятор. Изолятор оборудуется необходимым имуществом по указанию начальника тыла военного округа, из которого отправляются воинские эшелоны с гражданами, призванными на военную службу. Обязанности по обеспечению соблюдения санитарно-гигиенических правил в эшелоне лежат на начальнике воинского эшелона. Соблюдение норм общественной гигиены обеспечивается также в ходе несения внутренней службы. Так, среди обязанностей дежурного по роте (вагону) можно выделить обязанности: следить за тщательной уборкой и содержанием помещений вагона, отоплением, проветриванием помещений, наличием воды в умывальниках и т. п. Дневальный по вагону обязан следить, чтобы военнослужащие курили, чистили обувь и одежду только в специально отведенных местах, кроме того, он обязан производить уборку вагона и т. п. В случае если время нахождения в пути следования составляет 7 суток и более, должна быть организована помывка личного состава эшелона (команды) в бане. Проведение помывки осуществляется в специально предназначенных санпропускниках (банях). Для этого маршруты следования воинских эшелонов (команд), находящихся в пути 7 и более суток, должны быть спланированы таким образом, чтобы они проходили через станции, имеющие соответствующие санпропускники (бани). Больные (раненые) помещаются в вагон (купе) - изолятор воинского эшелона по распоряжению начальника воинского эшелона. Больные (раненые), которые не могут следовать дальше, начальником воинского эшелона помещаются в ближайшее военное или гражданское лечебное учреждение. В случае смерти кого-либо из состава воинского эшелона (команды) тело умершего вместе с его вещами, документами, письмами и деньгами передается в ближайший военный госпиталь или больницу. При следовании граждан, призванных на военную службу, в воинском эшелоне (команде) с ними проводится воспитательная работа. В ходе указанной воспитательной работы гражданам, призванным на военную службу, разъясняются правила поведения и личной безопасности в пути следования и на стоянках, необходимость строгого соблюдения воинской дисциплины и порядка, бережного отношения к вагонному оборудованию и иному имуществу. Основным должностным лицом, ответственным за организацию и осуществление воспитательного процесса перевозимого молодого пополнения, является заместитель начальника воинского эшелона по воспитательной работе. Воспитательная работа должна проводиться с личным составом эшелона с учетом национальных и психологических особенностей, в духе высокой бдительности и сохранения в тайне сведений о перевозке. Кроме порядка размещения граждан, призванных на военную службу, обеспечения их всем необходимым по нормам довольствия, организации несения службы и проведения воспитательной работы в пути следования, нормативными правовыми актами также предусмотрено проведение информирования перевозимого личного состава. В частности, предусматривается, что на путь следования в воинских эшелонах для граждан, призванных на военную службу, приобретаются газеты и журналы. Обязанность по обеспечению личного состава в пути следования периодическими изданиями возложена на заместителя начальника воинского эшелона по воспитательной работе. Для приобретения указанной корреспонденции выделяются денежные средства за счет сметы Министерства обороны Российской Федерации. На заместителя начальника воинского эшелона по воспитательной работе возложена обязанность заботиться об удовлетворении духовных потребностей личного состава, организовывать его досуг, проведение культурно-досуговых мероприятий. Например, предусмотрено обеспечение воинских эшелонов необходимым количеством настольных игр (шахматы, шашки, домино и др.). Нормативными правовыми актами, кроме организации дежурной и караульной служб при перевозке, предусмотрено также назначение целого перечня должностных лиц, обеспечивающих надлежащее осуществление перевозки. Так, ст. 414 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации предусмотрено назначение в воинском эшелоне таких должностных лиц, как: начальник воинского эшелона и заместитель начальника воинского эшелона по воспитательной работе, чьи основные обязанности были рассмотрены выше. Указанной статьей установлено также назначение помощника начальника воинского эшелона по боевому обеспечению, помощника начальника воинского эшелона по снабжению, начальника связи, врача (фельдшера). Приложением N 5 к Инструкции, кроме перечисленных лиц, предусмотрено назначение начальника продовольственного склада, сигналиста, вооруженной команды охраны эшелона во главе с прапорщиком (офицером), повара (если в пути следования будет приготовляться горячая пища). Перечень должностных лиц, установленный для воинской команды, менее значительный. Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации и приложением N 5 к Инструкции предусмотрено назначение в воинской команде начальника воинской команды и помощника начальника воинской команды. Невзирая на значительный перечень лиц, курирующих перевозку, возможно возникновение так называемых нештатных ситуаций. Нормативными правовыми актами предусмотрена вероятность наличия таких ситуаций и установлен порядок действий в случае их возникновения. В качестве примера нештатной ситуации можно указать отставание одного или нескольких лиц от воинского эшелона (команды). В этом случае отставшему(им) лицу(ам) необходимо строго руководствоваться положениями Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. В ст. 418 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации закреплено, что отставшее(ие) от воинского эшелона (команды) лицо(а) обязано прибыть к военному коменданту на путях сообщения, а при его отсутствии - к начальнику станции (порта), доложить (сообщить) о причине отставания, назвать номер воинского эшелона (команды) и действовать по указанию военного коменданта или начальника станции (порта). Подводя итог, необходимо отметить, что перевозка молодого пополнения из военкоматов субъектов Российской Федерации (сборных пунктов) к местам службы относится к воинской железнодорожной перевозке. Лица, перевозимые в рассмотренном выше порядке, являются военнослужащими, что подразумевает наличие у них соответствующего статуса. На данных лиц распространяются нормы довольствия, предусмотренные для определенных составов военнослужащих, их жизнедеятельность организуется в соответствии с требованиями общевоинских уставов. Кроме того, на перевозимых лиц распространяется действие уголовного законодательства, регулирующего ответственность за совершение преступлений против военной службы. Все это требует от призывников высокой ответственности, соблюдения норм действующего законодательства и надлежащего исполнения приказов и распоряжении командиров (начальников). Вместе с тем возможны ситуации, когда многочисленные требования, касающиеся порядка обеспечения перевозимого молодого пополнения, обустройства его быта, соблюдения санитарно-гигиенических норм, предоставления медицинской помощи, нарушаются со стороны должностных лиц, сопровождающих данных военнослужащих, или со стороны работников (представителей) перевозчика. В этом случае следует помнить, что ответственность за обеспечение лиц, призванных на военную службу, всем необходимым при перевозке нормативными правовыми актами возложена на целый ряд должностных лиц и органов. О неуставных взаимоотношениях, превышении полномочий, необеспечении положенным довольствием по нормам снабжения, некачественных продуктах питания, непредоставлении или предоставлении ненадлежащей медицинской помощи и иных нарушениях, а также о необходимости пресечения данных нарушений и привлечения к ответственности виновных лицам, призванным на военную службу, следует обращаться: к старшему по вагону, командиру роты, дежурному по воинскому эшелону, начальнику воинского эшелона и его заместителям. Кроме должностных лиц, непосредственно сопровождающих эшелон, соблюдению дисциплины и установленного порядка при перевозке (в том числе порядка обеспечения личного состава по нормам довольствия и предоставления медицинской помощи) способствует деятельность иных должностных лиц. Например, контроль за формированием и отправкой воинских эшелонов (команд), а также за их движением осуществляет Министерство обороны Российской Федерации. В случае необходимости органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации совместно с представителями Министерства обороны Российской Федерации или командования местного военного гарнизона производится проверка в воинских эшелонах (командах) состояния воинской дисциплины и порядка, воспитательной работы, санитарного состояния, обеспеченности призывников и сопровождающих их лиц установленными видами довольствия и принимаются меры по устранению выявленных недостатков. Начальники гарнизонов в случае необходимости могут заменять должностных лиц воинских эшелонов (команд) другими военнослужащими из числа личного состава, сопровождающего воинские эшелоны (команды), или из воинских частей гарнизона. О грубых нарушениях воинской дисциплины и порядка в воинских эшелонах (командах), замене должностных лиц воинских эшелонов (команд) начальники гарнизонов незамедлительно сообщают в штабы военных округов, формировавших воинские эшелоны (команды), командирам воинских частей, направивших должностных лиц за получением призывников, а военные коменданты на путях сообщения - по команде. Штабы военных округов обо всех нарушениях воинской дисциплины и порядка в воинских эшелонах (командах) докладывают в Генеральный штаб. Военные коменданты железнодорожных (водных) участков, станций (аэропортов, портов) в пунктах их дислокации встречают и провожают все проходящие воинские эшелоны (команды), проверяют в них состояние воинской дисциплины и порядка и принимают меры по пресечению выявленных нарушений. Результаты проверки записываются в маршрутный лист. Обращение в прокуратуру и суд в пути следования несколько затруднено, однако не исключено. Вместе с тем реакция судов на факты нарушения действующего законодательства при перевозке может быть недостаточно оперативной для кратковременных перевозочных отношений. Проще говоря, к моменту, когда из суда последует постановление (в форме определения или решения) о пресечении (устранении) тех или иных неправомерных действий (бездействия), сама перевозка будет уже окончена. Поэтому в целях наиболее оперативного устранения выявленных нарушений целесообразно обращаться к вышеуказанным органам и должностным лицам, в чьи обязанности входит контроль за осуществлением воинских перевозок. Такое обращение способно обеспечить устранение имеющихся нарушений еще в процессе перевозки. Обращение в судебные инстанции логично отложить на последующее время (по завершении перевозки), если со стороны соответствующих органов (должностных лиц) не последует надлежащей реакции на сообщенные факты нарушений, либо (и) для привлечения к ответственности лиц, виновных в имевшихся нарушениях. Столь значительный перечень инстанций, ответственных за соблюдение действующего законодательства при перевозке лиц, призванных на военную службу, позволяет сделать вывод о способности организовать и произвести осуществление данной перевозки надлежащим образом. В случае нарушений действующего законодательства со стороны должностных лиц или третьих лиц своевременное обращение в указанные инстанции обеспечит устранение нарушений и привлечение к ответственности виновных. Автор искренне надеется, что изложенные в настоящей статье материалы окажут посильную помощь как органам военного управления, задействованным в перевозке, так и лицам, призванным на военную службу. В свою очередь, организация жизнедеятельности лиц, призванных на военную службу, согласно требованиям нормативных правовых актов с первых дней военной службы будет являться предпосылкой для прохождения всей дальнейшей службы в строгом соответствии с нормами действующего законодательства.

Название документа