Об определении налоговой базы по земельному налогу в отношении земельного участка, занятого многоквартирным домом и принадлежащего собственникам жилых и нежилых помещений на праве общей долевой собственности на общее имущество дома
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 октября 2011 г. N 03-05-05-02/56
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу уплаты земельного налога и сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом.
Объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 Налогового кодекса).
Статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
При этом обращаем внимание, что право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64).
На основании ст. 392 Налогового кодекса налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включающее земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (п. 1 ст. 37 Жилищного кодекса).
Согласно Инструкции об особенностях внесения записей в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним при государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, являющегося общим имуществом в многоквартирном доме, предоставления информации о зарегистрированных правах общей долевой собственности на такие объекты недвижимого имущества, утвержденной Приказом Минюста России от 14.02.2007 N 29, внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) размера долей в праве общей долевой собственности на объект недвижимости собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется на основании сведений, содержащихся в представленном на государственную регистрацию решении (протоколе) общего собрания собственников, ином соглашении участников общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в котором также указываются сведения о собственниках конкретных помещений (жилых и нежилых) в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 3 ст. 391 Налогового кодекса налогоплательщики-организации определяют налоговую базу для исчисления земельного налога самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 14 ст. 396 Налогового кодекса).
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются бесплатно на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Согласно Положению о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
Таким образом, организации, являющиеся плательщиками земельного налога, осуществляют исчисление земельного налога на основании информации, содержащейся в Росреестре и (или) его территориальных органах.
Также отмечаем, что налоговыми органами для осуществления налогового администрирования в отношении земельного налога используется аналогичная информация, предоставляемая органами Росреестра в соответствии с п. 4 ст. 85 Налогового кодекса.
Согласно п. 4 ст. 85 Налогового кодекса органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированном в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и о его владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Следовательно, сведения о размере долей в праве общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома могут представлять органы Росреестра только после их регистрации в ЕГРП.
Владельцами недвижимого имущества являются как физические лица, так и организации.
На основании п. 2 ст. 84 Налогового кодекса налоговый орган обязан осуществить постановку на учет организации по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества в течение пяти дней со дня получения сведений, сообщенных органами, указанными в п. 4 ст. 85 Налогового кодекса. Налоговый орган в тот же срок обязан выдать организации или направить по почте заказным письмом свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
Таким образом, вопросы, связанные с определением налоговой базы для исчисления земельного налога в отношении земельных участков, занятых многоквартирными домами, в частности определение долей в праве общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома, приходящихся на каждого собственника жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, которые не зарегистрированы в ЕГРП, законодательно не урегулированы.
При этом вопросы, связанные с определением долей в праве общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома, не являются предметом регулирования законодательства о налогах и сборах.
В этой связи считаем, что вышеуказанную проблему следует решать в рамках жилищного и гражданского законодательства.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И. В.ТРУНИН
17.10.2011