Российская организация осуществляет реализацию продукции в Республику Казахстан в деревянных ящиках, являющихся многооборотной тарой. Следует ли производить исчисление и уплату НДС при обратном ввозе этих деревянных ящиков из Республики Казахстан, если согласно договору поставки эта тара является возвратной и на нее установлена залоговая цена без перехода права собственности на эту тару?
Ответ: При обратном ввозе из Республики Казахстан деревянных ящиков, являющихся многооборотной возвратной тарой, исчисление и уплату НДС при их ввозе производить не следует.
Обоснование: Согласно ст. 3 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" (далее - Соглашение) при импорте товаров на территорию одного государства - участника Таможенного союза с территории другого государства - участника Таможенного союза косвенные налоги взимаются налоговыми органами государства-импортера, если иное не установлено законодательством этого государства в части товаров, подлежащих маркировке акцизными марками (учетно-контрольными марками, знаками). Косвенные налоги не взимаются при импорте на территорию государства - участника Таможенного союза товаров, которые в соответствии с законодательством этого государства не подлежат налогообложению при ввозе на его территорию.
Статьей 4 Соглашения установлено, что порядок взимания косвенных налогов и контроль за их уплатой при экспорте и импорте товаров осуществляются в соответствии с отдельным протоколом, заключаемым между сторонами.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Протокола от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе" (далее - Протокол) взимание косвенных налогов по товарам, импортируемым на территорию одного государства - члена Таможенного союза с территории другого государства - члена Таможенного союза, осуществляется налоговым органом государства - члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков - собственников товаров, включая налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения, с учетом особенностей, предусмотренных п. п. 1.1 - 1.5 ст. 2 Протокола. При этом для целей Протокола собственником товаров признается лицо, которое обладает правом собственности на товары или к которому переход права собственности на товары предусматривается договором (контрактом).
Согласно п. 2 ст. 2 Протокола для целей уплаты НДС налоговая база определяется на дату принятия на учет у налогоплательщика импортированных товаров (но не позднее срока, установленного законодательством государства - члена Таможенного союза, на территорию которого импортируются товары) на основе стоимости приобретенных товаров (в том числе товаров, являющихся результатом выполнения работ по договору (контракту) об их изготовлении), а также товаров, полученных по договору (контракту) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей), товаров, являющихся продуктом переработки давальческого сырья, и акцизов, подлежащих уплате по подакцизным товарам.
Стоимостью приобретенных товаров, в том числе товаров, являющихся результатом выполнения работ по договору (контракту) об их изготовлении, является цена сделки, подлежащая уплате поставщику за товары (работы, услуги), согласно условиям договора (контракта).
Таким образом, при обратном ввозе из Республики Казахстан деревянных ящиков, являющихся многооборотной возвратной тарой, на которую установлена залоговая цена без перехода права собственности на эту тару, исчисление и уплату НДС при их ввозе производить не следует.
А. В.Недоступ
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
23.06.2014