Подлежит ли представлению в налоговый орган учетная политика для целей бухгалтерского учета и налогообложения?

Ответ: У организации отсутствует обязанность по представлению в налоговый орган учетной политики как для целей налогообложения, так и для целей бухгалтерского учета, за исключением случаев, когда налоговый орган запрашивает указанные документы в рамках проведения налоговой проверки.

Обоснование: Следует отметить, что Налоговый кодекс РФ не содержит норм, прямо устанавливающих обязанность представления учетной политики в налоговый орган. Несмотря на это, приведем иные нормы, из которых можно сделать вывод об обязанности представления учетной политики.

В соответствии со ст. 314 НК РФ в учетной политике устанавливаются формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, а также разрабатываются первичные учетные документы. Получаем, что учетная политика содержит в себе нормы, позволяющие производить соответствующее исчисление сумм налогов, относить расходы на соответствующие статьи затрат, а также производить иные, не противоречащие закону действия для полноценного ведения налогового учета, своевременно и в полной мере производить отчисления в бюджет.

Здесь же следует отметить, что согласно пп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов. Как указано выше, именно в учетной политике налогоплательщики устанавливают принципы исчисления, а также порядок учета расходов, и, как следствие, учетная политика является тем самым документом, необходимым для исчисления и уплаты налогов.

В свою очередь, нормами пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ определено право налогового органа требовать от налогоплательщика документы, служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов.

Ввиду наличия обязанности на представление учетной политики налогоплательщиком, но отсутствия срока, а также наличия права налогового органа на истребование указанной учетной политики можно сделать вывод, что у налогоплательщика возникает обязанность по представлению учетной политики только при проведении налоговым органом проверки в соответствии со ст. ст. 88 и 89 НК РФ. Свое право истребования документов налоговый орган реализует путем направления требования о представлении документов в соответствии со ст. 93 НК РФ. Срок представления документов в рамках ст. 93 НК РФ - 10 дней (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Что касается вопроса представления учетной политики в целях бухгалтерского учета, то здесь также следует указать на отсутствие законодательно установленной обязанности по представлению в налоговый орган учетной политики для целей бухгалтерского учета. Хотя есть один нюанс, а именно: в соответствии с пп. "д" п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" в состав бухгалтерской отчетности входит в том числе пояснительная записка. При этом п. 4 указанной статьи установлено, что в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация объявляет изменения в своей учетной политике на следующий отчетный год. То есть представляется информация о внесенных изменениях, но не сама учетная политика.

Следовательно, законодательством о бухгалтерском учете также не прописана обязанность по представлению учетной политики для целей бухгалтерского учета.

Однако на практике случается, что налоговые органы истребуют у налогоплательщиков учетную политику без направления в их адрес требования о представлении документов. Данные требования налогового органа незаконны и исполнению не подлежат, так как ответственности за непредставление документов (в данном случае за исключением запрошенных в рамках ст. 93 НК РФ) не установлено.

Н. Г.Тарасова

ООО "ИК Ю-Софт"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

17.10.2011