О применении НДС при приобретении у казахстанского поставщика иностранных товаров, ввозимых в РФ с территории Республики Казахстан; о порядке оформления счетов-фактур при реализации на территории РФ товаров, импортированных с территории Республики Казахстан

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 17 октября 2011 г. N 03-07-13/01-41

В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость при приобретении у казахстанского поставщика иностранных товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территории Республики Казахстан, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.

Порядок применения налога на добавленную стоимость в торговых отношениях Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза, в том числе Республикой Казахстан, установлен Соглашением о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008 (далее - Соглашение), а также Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009 (далее - Протокол). При этом положения Соглашения и Протокола применяются как в отношении товаров, происходящих с территории государств - членов Таможенного союза, так и в отношении иностранных товаров, выпущенных в свободное обращение на территории этих государств.

В соответствии с п. 5 ст. 2 Протокола суммы косвенных налогов, подлежащие уплате по товарам, импортированным на территорию одного государства - члена Таможенного союза с территории другого государства - члена Таможенного союза, исчисляются налогоплательщиком по налоговым ставкам, установленным законодательством государства - члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары. В связи с этим при импорте в Российскую Федерацию с территории Республики Казахстан иностранных товаров, выпущенных в свободное обращение на территории Республики Казахстан, налог на добавленную стоимость подлежит уплате российским налоговым органам по ставкам, предусмотренным п. п. 2 или 3 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), то есть в размере 10 или 18 процентов.

Согласно п. 11 ст. 2 Протокола суммы косвенных налогов, уплаченные по товарам, импортированным на территорию одного государства - члена Таможенного союза с территории другого государства - члена Таможенного союза, подлежат вычетам в порядке, предусмотренном законодательством государства - члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары.

Таким образом, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные российским налогоплательщиком при импорте товаров в Российскую Федерацию с территории Республики Казахстан, подлежат вычету в порядке, установленном гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса.

Так, в соответствии с положениями ст. ст. 171 и 172 Кодекса налогоплательщики имеют право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную согласно ст. 166 Кодекса в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, на суммы налога, уплаченные при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, после принятия на учет ввезенных товаров при наличии документов, подтверждающих уплату указанных сумм, и при использовании данных товаров для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость. В связи с этим право на вычет соответствующих сумм налога возникает у налогоплательщика не ранее налогового периода, в котором налог на добавленную стоимость по таким товарам уплачен и отражен в соответствующих налоговой декларации и заявлении о ввозе товаров.

Что касается оформления счетов-фактур при реализации на территории Российской Федерации товаров, импортированных с территории Республики Казахстан, то согласно пп. 13 и 14 п. 5 ст. 169 Кодекса в счетах-фактурах, выставляемых при реализации товаров, должны быть указаны страна происхождения товаров и номер таможенной декларации. При этом сведения, предусмотренные данными подпунктами, указываются в отношении товаров, страной происхождения которых не является Российская Федерация.

На основании положений законодательства Российской Федерации о таможенном деле использование информации о стране происхождения товаров связано с применением мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования при таможенном декларировании товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации. При этом в таможенной декларации по товарам, ввезенным в Российскую Федерацию, указывается страна их происхождения. Поэтому в счетах-фактурах, выставленных при реализации этих товаров на территории Российской Федерации, в графе 10 "Страна происхождения" отражается страна происхождения товаров, указанная в таможенной декларации, а в графе 11 "Номер таможенной декларации" - номер этой таможенной декларации.

В соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 N 335 "О проблемных вопросах, связанных с функционированием единой таможенной территории, и практике реализации механизмов Таможенного союза" таможенное декларирование и таможенное оформление на внутренних границах Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза отменено, а товары, происходящие с территории государств - членов Таможенного союза, и товары, происходящие из третьих стран и выпущенные в свободное обращение на территории государств - членов Таможенного союза, признаются товарами Таможенного союза.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что при импорте товаров в Российскую Федерацию с территории государств - членов Таможенного союза таможенная декларация не оформляется, в счетах-фактурах, выставляемых при реализации на территории Российской Федерации товаров, импортированных с территории Республики Казахстан, в графах 10 и 11, по нашему мнению, следует проставлять прочерк.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Н. А.КОМОВА

17.10.2011