Фальстарт Федеральной регистрационной службы
(Дунаев П.)
("ЭЖ-Юрист", 2006, N 10)
Текст документа
ФАЛЬСТАРТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ РЕГИСТРАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ
П. ДУНАЕВ
Павел Дунаев, юрисконсульт юридического Агентства "Ирсан".
Федеральная регистрационная служба Министерства юстиции Российской Федерации в начале 2006 г. проявила излишнее рвение в выполнении своих полномочий по осуществлению контроля за соответствием деятельности общественных объединений требованиям законодательства. Вероятно, это рвение связано с проводимой в стране административной реформой, в рамках которой были внесены изменения также и в Федеральный закон РФ от 19.05.95 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях". Одним из законов, который направлен на проведение административной реформы, является Федеральный закон РФ от 10.01.2006 N 18-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Закон вносит ряд изменений, в том числе и в ст. 29 Закона "Об общественных объединениях". Данная новелла закрепляет основание для органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения (в настоящее время им является Федеральная регистрационная служба), обратиться в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). Таким основанием является неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных ст. 29 Закона "Об общественных объединениях". Одним словом, Федеральной регистрационной службе предоставлено право обращаться в суд с заявлением о ликвидации общественного объединения, в случае если общественное объединение не предоставляет сведения, предусмотренные рассматриваемой статьей.
Учитывая то, что Закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" был подписан Президентом РФ в начале 2006 г. и что Федеральная регистрационная служба начала массовые обращения в суд с заявлениями ликвидации общественных объединений на основании неисполнения ими требований ст. 29 Закона "Об общественных объединениях", тоже в начале 2006 г., можно предположить, что данные события взаимосвязаны между собой. Вероятно, Федеральная регистрационная служба, вооружившись указанной выше нормой, начала подавать в суд исковые заявления о прекращении деятельности в качестве юридического лица и об исключении из ЕГРЮЛ. Исковые заявления подаются, например, в отношении тех общественных объединений, которые в течение нескольких лет не исполняли обязанность по ежегодному информированию регистрирующего органа о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения, предусмотренную ст. 29 Закона "Об общественных объединениях".
Конечно, ничего плохого в деятельности Федеральной регистрационной службы по осуществлению контроля за соответствием деятельности общественных объединений требованиям законодательства нет. Тем более если она основана на законе. Но существует вероятность того, что Федеральная регистрационная служба поспешила.
Если такая активность Федеральной регистрационной службы связана все-таки с указанным выше Законом "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", то можно говорить о фальстарте. Указывает на это также и то, что ст. 29 Закона "Об общественных объединениях" раньше не содержала подобного основания ликвидации общественных объединений.
Закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" был подписан Президентом Российской Федерации 10 января 2006 г., и его официальное опубликование состоялось в "Российской газете" от 17.01.2006 N 6. Если дату официального опубликования сопоставить с п. 1 ст. 6 Закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", которым установлено, что данный Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования, то получается следующее несоответствие. Закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" вступает в законную силу только 18 апреля 2006 г., а Федеральная регистрационная служба основывает свои исковые заявления на данном Законе, который еще не вступил в законную силу.
Также получается, что Федеральная регистрационная служба допускает еще одну ошибку.
Конституционный Суд РФ в Определении от 10.11.2002 N 270-О указывает на то, что основания ликвидации общественных объединений и исключения из ЕГРЮЛ, предусмотренные ст. 29 Закона "Об общественных объединениях", являются санкциями. Следовательно, данная статья содержит нормы об ответственности за ее неисполнение.
Как уже говорилось выше, ст. 29 Закона "Об общественных объединениях" до принятия рассмотренных выше изменений не содержала ответственности за неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей. Конституция РФ определенно указывает в ч. 1 ст. 54, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Следовательно, на общественные объединения указанная выше ответственность может быть возложена только как минимум через два года, так как основанием является неоднократное непредставление сведений.
Конституция РФ запрещает привлекать к ответственности, установленной Законом "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", за неоднократное непредставление сведений о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения, которые имели и будут иметь место до вступления в законную силу рассмотренных изменений.
Название документа