Имеют ли право сотрудники ФСС РФ при проверке требовать копию трудовой книжки уволенного сотрудника?
Ответ: Требование сотрудников ФСС РФ о предоставлении им копий трудовых книжек уволенных работников является правомерным, так как законодательство предусматривает право органа контроля за уплатой страховых взносов истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. При этом перечень документов строго не определен.
Обоснование: Нормами ч. 1 ст. 66 Трудового кодекса РФ установлено, что трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Из норм ч. 1 ст. 85 ТК РФ следует, что персональные данные работника - информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника.
Следовательно, копия трудовой книжки является документом, содержащим персональные данные работника.
Частью 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) установлено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд РФ, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования РФ и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования РФ (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).
Таким образом, ФСС РФ является надлежащим субъектом для проведения контроля правильности уплаты страховых отчислений.
Частью 5 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) установлено, что для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика - справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти документы, подтверждающие страховой стаж.
Из смысла данной нормы следует, что застрахованное лицо представляет документы, подтверждающие его страховой стаж, очевидно, данным документом является трудовая книжка.
Нормами ч. 1 ст. 37 Закона N 212-ФЗ установлено, что должностное лицо органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его уполномоченному представителю) требования о представлении документов.
Необходимо отметить, что круг документов, которые могут быть истребованы, четко не определен.
Необходимо также отметить, что п. 8 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, установленных Приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 N 91, установлено, что основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, периоды государственной гражданской или муниципальной службы, периоды исполнения полномочий членом (депутатом) Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, периоды замещения других государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов РФ, а также муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).
Принимая во внимание все изложенное выше, можно сделать вывод, что требование сотрудников ФСС РФ о предоставлении им копий трудовых книжек уволенных работников является правомерным, так как законодательство предусматривает право органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящего проверку, истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы, перечень документов строго не определен.
А. Ю.Рахаев
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
14.10.2011