Стороны-организации заключили договор аренды судна внутреннего водного транспорта без экипажа. Правомерно ли условие договора аренды, согласно которому на арендодателя возлагается обязанность по проведению за свой счет капитального ремонта указанного судна?

Ответ: Условие договора аренды судна внутреннего водного транспорта без экипажа, согласно которому на арендодателя возлагается обязанность по проведению за свой счет капитального ремонта указанного судна, является правомерным.

Обоснование: Согласно ч. 1 ст. 642 Гражданского кодекса РФ по договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации.

Абзац 1 п. 1 ст. 616 ГК РФ гласит, что арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды.

В силу абз. 2 данного пункта капитальный ремонт должен производиться в срок, установленный договором, а если он не определен договором или вызван неотложной необходимостью, в разумный срок.

На основании абз. 3 - 6 п. 1 ст. 616 ГК РФ нарушение арендодателем обязанности по производству капитального ремонта дает арендатору право по своему выбору:

произвести капитальный ремонт, предусмотренный договором или вызванный неотложной необходимостью, и взыскать с арендодателя стоимость ремонта или зачесть ее в счет арендной платы;

потребовать соответственного уменьшения арендной платы;

потребовать расторжения договора и возмещения убытков.

Согласно п. 2 ст. 616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

В соответствии со ст. 644 ГК РФ арендатор в течение всего срока договора аренды транспортного средства без экипажа обязан поддерживать надлежащее состояние арендованного транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта.

Абзац 2 ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ определяет внутренний водный транспорт РФ как один из видов транспорта, находящегося в ведении РФ и представляющего собой производственно-технологический комплекс с входящими в него организациями, осуществляющими судоходство и иную связанную с судоходством деятельность на внутренних водных путях РФ.

В силу п. 2 ст. 64 КВВТ РФ арендатор самостоятельно и за свой счет осуществляет снаряжение судна, несет расходы, связанные с эксплуатацией судна, в том числе с осуществлением его текущего и капитального ремонта, со страхованием, включая страхование своей ответственности.

Вместе с тем согласно п. 1 ст. 60 КВВТ РФ правила, установленные гл. X КВВТ РФ, которая регулирует аренду судов, применяются, если иное не установлено договором аренды.

Поскольку ст. 64 КВВТ РФ относится к гл. X КВВТ РФ, можно заключить, что договор аренды судна внутреннего водного транспорта без экипажа может включать условие, согласно которому на арендодателя возлагается обязанность по проведению за свой счет капитального ремонта указанного судна.

Как закрепляет п. 2 ст. 60 КВВТ РФ, на внутреннем водном транспорте аренда судов осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и правилами, установленными гл. X КВВТ РФ.

На основании п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ).

В силу п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Положения п. 1 ст. 60 КВВТ РФ и ст. 616 ГК РФ прямо предоставляют возможность сторонам в договоре установить иное регулирование, чем это установлено по общему правилу, закрепленному в нормативных правовых актах.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

13.10.2011