Локальным нормативным актом в организации установлено, что работодатель принимает и оплачивает только те листки нетрудоспособности, которые выданы медицинской организацией, указанной в данном документе. Правомерно ли данное условие?

Ответ: Если локальным нормативным актом в организации установлено, что работодатель принимает и оплачивает только те листки нетрудоспособности, которые выданы медицинской организацией, указанной в данном документе, то данное условие акта неправомерно, поскольку оно нарушает право работников обращаться за медицинской помощью на всей территории РФ. Кроме того, право на оформление листков нетрудоспособности делегировано медицинским организациям, имеющим соответствующую лицензию, что делает их надлежащими субъектами для оформления листков нетрудоспособности, так как распределение листков нетрудоспособности осуществляется территориальными органами ФСС РФ, то очевидно, что они распределяются надлежащим организациям.

Обоснование: Нормами ч. 1 ст. 183 Трудового кодекса РФ установлено, что при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами.

Исходя из норм ч. 1 ст. 8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Нормами абз. 7 ч. 1 ст. 22 ТК РФ установлено, что работодатель имеет право принимать локальные нормативные акты (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями).

Частью 4 ст. 8 ТК РФ установлено, что нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

В силу норм ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика - справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти документы, подтверждающие страховой стаж.

По смыслу данной нормы следует, что листок нетрудоспособности, исполненный по установленный форме, является надлежащим документом для подтверждения факта временной нетрудоспособности, а также права застрахованного лица на получение пособия по временной нетрудоспособности.

Как следует из норм пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), застрахованные лица имеют право на бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая на всей территории РФ в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования.

Следовательно, лицо может обратиться за медицинской помощью на всей территории РФ.

Абзацем 1 п. 2 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н, установлено, что выдача листков нетрудоспособности осуществляется лицами, имеющими в соответствии с законодательством РФ о лицензировании лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности.

Пунктом 4 Инструкции о порядке обеспечения бланками листков нетрудоспособности, их учета и хранения, утвержденной Приказом ФСС РФ N 18, Минздрава России N 29 от 29.01.2004 (далее - Инструкция), установлено, что региональные отделения Фонда обеспечивают бланками листков нетрудоспособности медицинские организации по мере необходимости на основании отчетов-заявок на получение бланков листков нетрудоспособности, представляемых ими на соответствующий квартал года в порядке, установленном п. 14 Инструкции.

По смыслу указанной нормы следует, что территориальные органы ФСС РФ распределяют бланки листков нетрудоспособности надлежащим организациям.

Исходя из изложенного выше считаем, что положение о том, что работодатель принимает листки нетрудоспособности, выданные конкретной организацией, указанной в локальном нормативном акте, является неправомерным ввиду того, что данное условие нарушает право работников данной организации обращаться за медицинской помощью на всей территории РФ. Кроме того, право на оформление листков нетрудоспособности делегировано медицинским организациям, имеющим соответствующую лицензию, что делает их надлежащими субъектами для оформления листков нетрудоспособности, так как распределение листков нетрудоспособности осуществляется территориальными органами ФСС РФ, то очевидно, что они распределяются надлежащим организациям.

А. Ю.Рахаев

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

13.10.2011