О возможности изменения категории земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель только после представления заключения государственной экологической экспертизы; о необходимости вхождения земельных участков, расположенных под зданиями рекреационного назначения, в состав земель рекреационного назначения
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 октября 2011 г. N Д23-4272
Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу разъяснения земельного законодательства и определения правомерности действий органов местного самоуправления и сообщает следующее.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. При этом Минэкономразвития России не наделено контрольно-надзорными полномочиями в отношении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, наделенных полномочиями по распоряжению земельными участками. Также функции по осуществлению официального толкования и разъяснения законодательства Российской Федерации за Минэкономразвития России не закреплены, в связи с чем изложенная позиция Департамента не является обязательной для правоприменителя и носит исключительно рекомендательный характер.
Вопросы перевода земель или земельных участков из одной категории в другую и установления вида разрешенного использования земельных участков регламентируются Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В соответствии с абз. 8 п. 1 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов. Категория земель, в соответствии с п. 2 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливается в том числе в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков и иных документах в случаях, установленных Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
КонсультантПлюс: примечание.
В нижеследующем абзаце текст нормы ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ приведен в редакции, действовавшей до 24.03.2011. С 25.03.2011 в соответствии с Федеральным законом от 20.03.2011 N 41-ФЗ в указанную норму были внесены изменения, в соответствии с которыми срок утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов установлен не позднее 31 декабря 2012 г., а не 1 января 2012 г.
До утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2012 г. включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"), в данном случае правительством области.
В соответствии с п. 4 ст. 2 Закона N 172-ФЗ для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую необходимы следующие документы:
1) выписка из государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить, или кадастровый паспорт такого земельного участка;
2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц;
3) выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;
4) заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
5) согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую.
Положения ст. 10 Закона N 172-ФЗ определяют особенности перевода земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию, а также перевода земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли особо охраняемых территорий и объектов. Одним из основных условий перевода является наличие положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных установленных федеральными законами экспертиз в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды в случае, если их использование по целевому назначению ввиду утраты ими особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного значения невозможно.
Таким образом, изменение категории земель особо охраняемых территорий и объектов возможно только после представления заключения государственной экологической экспертизы.
Статья 98 Земельного кодекса Российской Федерации определяет, что в состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
Статья 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом.
Таким образом, если на земельном участке расположены здания рекреационного назначения, земельные участки под ними должны входить в состав земель рекреационного назначения.
Учитывая изложенное, сообщаем, что надзор за исполнением действующего законодательства Российской Федерации осуществляют органы прокуратуры.
В соответствии со ст. ст. 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" защиту нарушенных прав осуществляют суд либо уполномоченные органы прокуратуры.
В случае если Вы считаете, что решением или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего нарушены Ваши права и свободы, то Вы вправе обратиться непосредственно в суд (ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Дополнительно сообщаем, что копия обращения направлена в МВД России и Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
Заместитель директора
Департамента недвижимости
М. В.БОЧАРОВ
12.10.2011