Как изменился порядок применения метода цены последующей реализации для определения соответствия цены сделки рыночным ценам с принятием Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения"?

Ответ: Новый порядок применения метода цены последующей реализации содержится в ст. 105.10 Налогового кодекса РФ в разделе, введенном Федеральным законом от 18.07.2011 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" (далее - Закон N 227-ФЗ). На основании данного метода рыночная цена определяется путем сопоставления валовой рентабельности, полученной лицом, совершившим анализируемую сделку, при последующей реализации (перепродаже) им товара, приобретенного им в этой анализируемой сделке (группе однородных сделок), с рыночным интервалом валовой рентабельности, определенным в порядке, предусмотренном ст. 105.8 НК РФ.

Обоснование: 18 июля 2011 г. Президентом РФ был подписан Закон N 227-ФЗ, в соответствии с которым НК РФ помимо внесения изменений в отдельные статьи будет дополнен разд. V.1 "Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании", в котором законодатель в корне меняет правовое регулирование сделок между взаимозависимыми лицами и вводит новый порядок определения рыночных цен.

Положения ст. ст. 20, 40 НК РФ со дня вступления в силу Закона N 227-ФЗ применяются исключительно к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаны в соответствии с гл. 25 НК РФ до дня вступления в силу Закона N 227-ФЗ (п. 6 ст. 4 Закона N 227-ФЗ).

До введения в действие Закона N 227-ФЗ определение метода цены последующей реализации содержалось в ст. 40 НК РФ. Так, в соответствии с п. 10 ст. 40 НК РФ указанный метод определялся как метод, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как разность цены, по которой такие товары, работы или услуги реализованы покупателем этих товаров, работ или услуг при последующей их реализации (перепродаже), и обычных в подобных случаях затрат, понесенных этим покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца товары, работы или услуги) и продвижении на рынок приобретенных у покупателя товаров, работ или услуг, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя. Данный метод мог быть применен только в случае невозможности применения метода сопоставления рыночных цен. В ст. 40 НК РФ содержалось гораздо меньше требований к порядку использования данного метода.

В новом разделе "Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании" НК РФ данному методу посвящена отдельная статья, подробно регулирующая порядок его использования, случаи, при котором его использование является приоритетным (то есть должно быть использовано вместо метода сопоставления рыночных цен), особенности его применения в некоторых ситуациях и т. д.

Так, в п. 1 ст. 105.10 НК РФ законодатель дает понятие метода цены последующей реализации - метод определения соответствия цены в анализируемой сделке рыночной цене на основании сопоставления валовой рентабельности, полученной лицом, совершившим анализируемую сделку, при последующей реализации (перепродаже) им товара, приобретенного им в этой анализируемой сделке (группе однородных сделок), с рыночным интервалом валовой рентабельности, определенным в порядке, предусмотренном ст. 105.8 НК РФ.

Пункт 2 ст. 105.10 НК РФ содержит указание на то, в каком случае использование метода последующей реализации является приоритетным: при определении соответствия цены, по которой товар приобретается в рамках сделки и перепродается без переработки в рамках сделки, сторонами которой являются лица, не признаваемые взаимозависимыми.

Данный метод также должен быть использован в случае, если лицо, осуществляющее перепродажу, не владеет объектами нематериальных активов, оказывающими существенное влияние на уровень его валовой рентабельности.

Кроме того, положения настоящей статьи относят к основаниям использования метода цены последующей реализации случаи, когда при перепродаже товара осуществляются следующие операции:

1) подготовка товара к перепродаже и транспортировке (деление товаров на партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);

2) смешивание товаров, если характеристики конечной продукции (полуфабрикатов) существенно не отличаются от характеристик смешиваемых товаров.

В соответствии с п. 6 ст. 105.10 НК РФ законодатель допускает при применении метода последующей реализации использование данных информационно-ценовых агентств о ценах (интервалах цен) на идентичные (однородные) товары (работы, услуги) и определение с учетом таких данных интервала рыночной цены на идентичные (однородные) товары (работы, услуги). При этом минимальным и максимальным значениями интервала рыночных цен могут признаваться соответственно минимальное и максимальное значение цен по сделкам, совершенным в аналогичный период времени в сопоставимых условиях, опубликованное в информационно-ценовых агентствах.

Таким образом, в связи с введением Закона N 227-ФЗ применение метода цены последующей реализации существенно изменилось, что должно положительно отразиться на эффективности его применения.

Ю. М.Лермонтов

Советник государственной

гражданской службы РФ

3 класса

11.10.2011