Пути развития бизнеса: социальная ответственность
(Кожичкин А. Д., Козловская А. Э.) ("Безопасность бизнеса", 2006, N 2) Текст документаПУТИ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА: СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
А. Д. КОЖИЧКИН, А. Э. КОЗЛОВСКАЯ
В последнее время тема социальной ответственности бизнеса становится все более актуальной. Тем не менее мало кто понимает, чем является социальная ответственность для бизнеса, каковы ее формы и последствия. С формально-правовой точки зрения подобного рода вопросы призваны помочь разрешить, в частности, Кодекс корпоративного поведения, однако и в нем в отношении социальной ответственности есть существенные пробелы. Так, в ст. 4.12 обществу рекомендуется создать комитет по этике, который, в частности, будет разрабатывать правила этики, отражающие социальную ответственность общества <*>. Кодекс под социальной ответственностью понимает: соблюдение стандартов качества продукции; норм экологической безопасности; осознание обществом необходимости разработки и внедрения новых технологий, улучшения условий труда. -------------------------------- <*> См.: Распоряжение ФКЦБ от 4 апреля 2002 г. N 421/р "О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения"; см. ст. 4.12 Кодекса корпоративного поведения от 5 апреля 2002 г.
Однако нам представляются недостаточными данные рекомендации Кодекса, и в рамках данной работы необходимо дать ключевые пояснения читателям в вопросах понимания социальной ответственности. Начнем мы, пожалуй, с анализа самого понятия социальной ответственности. Надо сказать, что четко зафиксированного единого определения социальной ответственности бизнеса не существует, поэтому в нее могут включаться различные компоненты, актуальные для того или иного бизнеса в данной конкретной ситуации. Так, аналитики Института Всемирного банка по проблемам корпоративной социальной ответственности и устойчивой конкурентоспособности выделяют следующие шесть основных компонентов, к которым можно относить социальную ответственность: защита окружающей среды; защита труда; права человека; вовлечение общества; стандарты ведения бизнеса; рынок. При этом в более широком смысле под социальной ответственностью бизнеса ими также понимаются: предприятия и экономическое развитие, здравоохранение, образование и развитие лидерских навыков, освобождение от бед человечества. По словам аналитиков из Всемирного банка, бизнес становится причастным к построению современного гражданского общества путем участия в вопросах политики и реализации власти закона, развития совместного управления, защиты окружающей среды и прав человека, а также борьбы с бедностью. С позиций бизнеса социальная ответственность интересна прежде всего тем, что позволяет компаниям добиваться долгосрочных прибылей и разрабатывать эффективные стратегии как с позиций бизнеса, так и с позиций общества в целом. На наш взгляд, основными целями социальной ответственности являются снижение и предотвращение различных внутренних и внешних корпоративных конфликтов во избежание правовых и экономических рисков, в частности уголовно-правовых и финансовых. Крупные промышленные предприятия России, унаследовавшие советский размах производства, зачастую являются градообразующими и поэтому в той или иной степени социально ответственными. Для руководства мелких компаний и среднего бизнеса связи с социальной сферой не являются столь очевидными. "Бизнес - это не благотворительность, и если есть возможность не выкидывать деньги на ветер, то ею надо пользоваться", - считают многие владельцы мелких фирм. Получается, что мелкий бизнес останется у нас безответственным перед социальными проблемами общества. Так ли это? Двухуровневая модель социальной ответственности бизнеса. 1. Внутренняя социальная ответственность. 2. Внешняя социальная ответственность. Под внутренней социальной ответственностью мы понимаем корпоративное поведение, в котором предприятие соблюдает предписания законодательства, возможно, рекомендации Кодекса корпоративного поведения. В контексте корпоративной ответственности компания берет на себя обязательства перед такими мажоритарными стейкхолдерами, как акционеры, сотрудники, потребители, поставщики. Примером необходимости социальной ответственности внутреннего уровня является желание избежать опасности недружественного поглощения. В частности, для этого компании необходимо не только соблюдать права мелких акционеров согласно формальным требованиям выплаты своевременных и соразмерных дивидендов и проч. (Закон об АО, Кодекс ФКЦБ и т. п.), но и предоставлять им такие нематериальные привилегии, которые удержат миноритарных акционеров от соблазна продавать свои акции "налево". Наличие социальной ответственности реально важно, так как это оберегает компанию от ряда рисков. В частности, уголовные риски вследствие управленческих ошибок. Так, ст. 71 Закона об АО РФ предоставляет возможность акционерам предъявлять косвенные иски к руководителям общества, что впоследствии может быть связано со ст. 201 УК РФ "Злоупотребление полномочиями". Пока что этот механизм не работает и судебная практика отсутствует. Но в связи с актуальностью исследуемой темы эта норма может стать бомбой замедленного действия для отечественного бизнеса. Как уже говорилось, мы предполагаем возможность включения внешнего уровня в комплексную корпоративную социальную ответственность. Учет интересов лиц внешнего уровня возможен, с нашей точки зрения, либо одновременно с внутренним, либо последовательно. При этом, как следует из практики, компании вначале руководствуются внутренним уровнем при реализации политики социальной ответственности и лишь после подключаются к учету интересов лиц внешнего уровня. Комплексная социальная ответственность, соединяя в себе внутреннюю и внешнюю составляющие, затрагивает существенно большее количество различных аспектов взаимоотношений организации с деловой средой и внешней средой в принципе. Потенциал социальной ответственности такого рода трудно переоценить. Однако в первую очередь нам бы хотелось выделить возможные ее результаты. Повышение рейтинга компании, всесторонний рост ее репутации. Предотвращение возможных рисков негативного воздействия со стороны населения и других групп из числа миноритарных стейкхолдеров, напрямую не связанных с организацией. Основными последствиями эффективной корпоративной политики в области комплексной социальной ответственности бизнеса могут быть: 1. Всесторонняя поддержка бизнеса. 2. Создание и удержание устойчивого конкурентного преимущества в бизнесе. 3. Создание новых возможностей для развития бизнеса. Учет интересов всех заинтересованных лиц при ведении бизнеса дает компаниям возможность по-другому взглянуть на собственные горизонты развития. Так, обеспечивая удовлетворенность в кругах стейкхолдеров, компания вправе рассчитывать на определенные "дивиденды" комплексной социальной ответственности - развитие инновационных и креативных ресурсов бизнеса. "Новые источники энергии, новые источники питания для транспортных средств и растущее стремление свести к минимуму экологические последствия создадут новые продукты и незанятые рынки, перспективные для тех, кто думает быстро и нестандартно. "БиПи Амоко" (BP Amoco) делает ставку на солнечную энергию, "Форд" и "Даймлер Бенц" инвестируют в топливные баки, а у "Тойоты" и "Хонды" уже есть гибридные автомобили, работающие как на двигателях внутреннего сгорания, так и на электромоторах. Эти изменения сотрясают рынки и создают перспективы в цепях снабжения" <*>. -------------------------------- <*> Ист.: Survey-Mastering Management. Financial Times. 2000. October 30.
4. Снижение корпоративных рисков кризисных ситуаций. Примером отсутствия корпоративной комплексной социальной ответственности в компании с транснациональным масштабом деятельности и ее последствиями может послужить история, произошедшая с компанией Nike. В 1998 г. финансовые результаты отчетов компании оставляли желать лучшего. Причиной упадка одной из самых сильных компаний за прошедшие годы было сопротивление потребителей, недовольных обращением компании с рабочими своих фабрик. Вследствие изменения корпоративной политики в отношении рабочих компания восстановила свои позиции на рынке. Эта статья - вводная часть планируемого цикла работ, посвященных проблемам разработки и внедрения механизмов реализации социальной ответственности в бизнесе. Авторы уверены, что между бизнесом и обществом установлена следующая связь: долгосрочный успех корпорации зависит от того, насколько ответственно она относится к своим обязательствам перед обществом. И наоборот, общественное благосостояние зависит от существования прибыльных, устойчивых и ответственных предпринимательских структур, являющихся неотъемлемой частью развитого и прогрессивного общества.
Название документа