Организация, осуществляющая деятельность в сфере торговли, обратилась к сторонней организации с целью предоставления последней рекламных услуг. Сутью данных услуг является объемное проецирование анимированных изображений в пространстве с помощью лазерного проектора. При проецировании также осуществляется демонстрация товарного знака организации и рекламных слоганов, направленных на продвижение производимого товара на рынке. Может ли организация учесть расходы на оплату услуг сторонней организации для целей исчисления налога на прибыль?

Ответ: Если организация обратилась к сторонней организации за оказанием рекламных услуг, осуществляемых методом лазерного проецирования, то организация может учесть данные расходы для целей исчисления налога на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в размере, не превышающем 1 процента от выручки организации.

Обоснование: Согласно ст. 247 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Как установлено абз. 1 п. 1 ст. 252 НК РФ, в целях гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Абзацем 2 п. 1 ст. 252 НК РФ установлено, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Соответственно, расходы должны быть понесены организацией обоснованно, а также должны быть подтверждены соответствующими документами, подтверждающими факт наличия расходов. Из приведенной нормы следует, что под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Нормами пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ установлено, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ.

Согласно абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абз. 2 - 4 п. 4 ст. 264 НК РФ, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

В силу п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Следует отметить, что в Письме от 05.04.2007 N АЦ/4624 (направлено Письмом ФНС России от 25.04.2007 N ШТ-6-03/348@) ФАС России толкует понятие "неопределенный круг лиц" как лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Частью 1 ст. 19 Закона N 38-ФЗ установлено, что распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Исходя из данной нормы очевидно, что показ объемных изображений, осуществляемый методом лазерного проецирования, не является наружной рекламой.

Конституционный Суд РФ считает, что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом речь идет именно о намерениях и целях (направленности) этой деятельности, а не о ее результате. Вместе с тем обоснованность получения налоговой выгоды не может быть поставлена в зависимость от эффективности использования капитала. Данная позиция изложена в Определении Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 N 320-О-П.

ВАС РФ считает, что информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара. Данная позиция изложена в п. 16 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе". Данное решение суд принял, основываясь на нормах Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе", утративших силу, в настоящее время указанная позиция применима по аналогии.

Исходя из позиции ВАС РФ считаем, что организация может учесть для целей исчисления налога на прибыль расходы, понесенные на оплату стоимости оказанных услуг по размещению рекламы указанным способом - методом лазерного проецирования, однако следует учесть, что организация может учесть расходы на такую рекламу в размере, не превышающем 1 процента от выручки организации, так как указанный способ рекламы прямо не указан в абз. 2 - 4 п. 4 ст. 264 НК РФ. Кроме того, понесенные расходы должны быть подтверждены документально.

А. Ю.Рахаев

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

10.10.2011