До 2006 г. водоснабжение ЗАО осуществлялось из абиссинской скважины глубиной 25 м. На основании показателей счетчика рассчитывалась сумма водного налога и подавались налоговые декларации

С 2006 г. абиссинская скважина для водопотребления не используется в связи с низким качеством и малым объемом питьевой воды и зарезервирована для целей пожаротушения. С 2006 г. для обеспечения гарантии качества питьевой воды ЗАО заключило договор на платной основе на полное водоснабжение с ОАО в соответствии с водохозяйственным балансом. При этом ЗАО продолжает подавать "нулевые" декларации по водному налогу.

В соответствии со пп. 4 п. 3 ст. 11 Водного кодекса РФ для забора водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности заключение договора водопользования не требуется.

Согласно ст. 53 Водного кодекса РФ забор водных ресурсов для тушения пожаров допускается из любых водных объектов без каких-либо разрешений бесплатно и в необходимом количестве.

Является ли ЗАО налогоплательщиком водного налога и следует ли ему представлять "нулевые" налоговые декларации по водному налогу?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 7 октября 2011 г. N 03-06-06-02/4

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу уплаты водного налога при заборе воды из абиссинской скважины в целях обеспечения пожарной безопасности и сообщает следующее.

Водные отношения регулируются водным законодательством, которое состоит из Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (далее - Водный кодекс), других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем отношения, связанные с использованием подземных вод, регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".

В частности, ст. ст. 9, 10 и 43 Водного кодекса предусмотрено, что основания и порядок приобретения и прекращения права пользования подземными водными объектами, порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения установлены законодательством о недрах.

При этом п. 2 ст. 2 Водного кодекса установлено, что нормы, регулирующие отношения по использованию и охране водных объектов (водные отношения) и содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Водному кодексу.

Согласно ст. 11 Водного кодекса заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование не требуется в случае, если водный объект используется для:

забора (изъятия) из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод;

забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.

Статьей 53 Водного кодекса установлено, что забор (изъятие) водных ресурсов для тушения пожаров допускается из любых водных объектов без какого-либо разрешения, бесплатно и в необходимом для ликвидации пожаров количестве.

Пунктом 2 ст. 39 Водного кодекса установлено, что собственники водных объектов, водопользователи обязаны вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

В соответствии с п. 1 ст. 333.8 гл. 25.2 "Водный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаваемое объектом налогообложения.

Согласно п. 2 ст. 333.9 Кодекса не признается объектом налогообложения забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий.

Учитывая изложенное, ЗАО является налогоплательщиком водного налога, но при заборе из подземных водных объектов воды для тушения пожаров объект налогообложения отсутствует.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Р. А.СААКЯН

07.10.2011