Сельскохозяйственный производитель получил от государства до 1 октября 2011 г. денежные средства на компенсацию понесенных им в 2011 г. затрат (ГСМ, корма, удобрения и т. д.). Принимается ли к вычету "входной" НДС по таким затратам? Нужно ли его восстанавливать, если налог уже был принят к вычету?
Ответ: Согласно сложившейся судебной практике в случае если сельскохозяйственный производитель получил от государства до 01.10.2011 денежные средства на компенсацию понесенных им в 2011 г. затрат, "входной" НДС по таким затратам можно предъявлять к вычету. Восстанавливать суммы ранее принятого к вычету НДС по данным затратам оснований не имеется. Однако с учетом противоположной позиции финансового ведомства отстаивать такую точку зрения, возможно, придется в судебном порядке.
Обоснование: В настоящее время Налоговым кодексом РФ предусмотрено право на предъявление сумм НДС к вычету, уплаченного при приобретении товаров, работ и услуг, при выполнении налогоплательщиком следующих условий (ст. ст. 171, 172, п. 2 ст. 169 НК РФ):
принятие на учет товаров (работ, услуг);
использование их в деятельности, облагаемой НДС;
наличие счета-фактуры, оформленного в соответствии с требованиями п. п. 5, 5.1, 6 ст. 169 НК РФ.
Иных условий для возможности принятия НДС к вычету НК РФ не предусмотрено, в том числе вид источника денежных средств, за счет которых производится уплата НДС поставщику. Кроме того, положения гл. 21 НК РФ не содержат требования ведения раздельного учета средств целевого финансирования, как, например, того требует гл. 25 НК РФ. В связи с этим у налогоплательщика не возникает обязанности контролировать, за счет каких средств он уплачивает НДС.
Поэтому сельскохозяйственный производитель имеет полное право принимать к вычету НДС, уплаченный за приобретенные материально-производственные запасы, затраты на которые ему были компенсированы за счет средств бюджета, в том числе федерального, так как НК РФ не содержит запрета или ограничения на применение вычета НДС в подобной ситуации.
Однако мнение официальных органов по этому вопросу иное. Еще в п. 32.1 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447 (в настоящее время утратили силу), было сказано следующее. Суммы НДС, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг), включая основные средства и нематериальные активы, за счет денежных средств, поступивших в виде целевых средств из бюджетов различных уровней, покрываются за счет этих источников. Это объяснялось тем, что полученные бюджетные средства не подлежат включению в налоговую базу. В последующие годы Минфин России придерживался этого же подхода (Письма от 15.02.2008 N 03-07-11/64, от 01.04.2009 N 03-07-11/98, от 18.03.2011 N 03-07-11/61). Правда, в Письме от 14.05.2008 N 03-07-11/181 Минфин России все-таки пришел к выводу, что налогоплательщики имеют право осуществлять вычеты сумм НДС, предъявленных поставщиками и оплаченных за счет средств бюджета в общеустановленном порядке.
Имеются судебные решения, в которых организациям отказано в возмещении сумм НДС, уплаченных за счет средств целевого бюджетного финансирования. ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 18.10.2006 N Ф04-2916/2005(27462-А70-31) пришел к выводу, что погашение расходов налогоплательщика за счет средств бюджетного финансирования лишает его права на вычет НДС, так как этот налог фактически уплачивается из бюджетных средств.
Аналогичный вывод содержится и в Постановлении ФАС Уральского округа от 12.12.2006 N Ф09-4189/06-С2. Но Президиум ВАС РФ отменил это решение по следующим основаниям. Право налогоплательщика на налоговый вычет НДС не ставится в зависимость от источника поступления этих денежных средств ему при условии соблюдения налогоплательщиком законодательно установленных правил предъявления к налоговому вычету НДС, уплаченного в составе этих платежей. В данном случае у инспекции не имеется правовых оснований для вывода об отсутствии у предприятия права предъявлять к вычету НДС (Постановление от 04.09.2007 N 3266/07).
В то же время судебных решений, в которых судьи подтверждают право налогоплательщика на применение налогового вычета НДС, уплачиваемого за счет средств бюджета, значительно больше.
Претензии налогового органа основывались на том, что налогоплательщик не нес реальных затрат по уплате НДС, поскольку получал целевые бюджетные средства. В связи с указанным, по мнению налогового органа, налогоплательщик не вправе предъявить НДС к вычету. Суд признавал позицию налогового органа неправомерной. НК РФ не предусмотрено, что налогоплательщики, получающие из бюджета дотации, не вправе предъявлять суммы НДС к вычету. Следовательно, в таком случае применяется общий порядок предъявления НДС к вычету, установленный ст. 172 НК РФ (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 30.08.2007 N Ф03-А24/07-2/3187).
Суд, признавая позицию налогового органа неправомерной, отметил, что им не были приведены ссылки на нормы действующего законодательства РФ о налогах и сборах, которые бы предусматривали ограничение по применению налогового вычета НДС за оплаченные налогоплательщиком товары (работы, услуги) при бюджетном финансировании. Вычет НДС не ставится в зависимость от источников поступления средств налогоплательщику (Постановления Президиума ВАС РФ от 01.04.2008 N 13419/07, ФАС Поволжского округа от 19.08.2008 N А65-27753/07).
Если средства, полученные из бюджета в качестве дотаций или субсидий, направленных на поддержку сельхозпроизводства, израсходованы на приобретение товаров, необходимых для производственной деятельности, нет основания для отказа в получении права на налоговые вычеты по НДС (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 05.04.2006 N А82-11888/2005-37).
По вопросу восстановления суммы НДС, ранее правомерно принятой к вычету, при получении компенсации расходов из бюджета финансовое ведомство придерживается точки зрения, что суммы НДС, ранее принятые к вычету по товарам, расходы по которым частично компенсированы из федерального бюджета, следует восстановить (Письмо Минфина России от 31.08.2009 N 03-07-14/91). Но опять же при этом не учтено, что законодательство РФ о налогах и сборах не содержит норм, обязывающих налогоплательщика восстанавливать к уплате в бюджет суммы НДС, ранее обоснованно предъявленные к вычету, в случае получения им впоследствии средств на компенсацию расходов по приобретению товаров (работ, услуг).
Судебная практика по данному вопросу сложилась только в пользу налогоплательщиков. Претензии налоговых органов о необходимости восстановления и уплате в бюджет суммы НДС, приходящейся на компенсированные из бюджета расходы, признаются неправомерными (см. Постановления ФАС Дальневосточного округа от 01.06.2006 N Ф03-А73/06-2/1425, Уральского округа от 14.05.2009 N Ф09-2969/09-С3 и от 29.04.2009 N Ф09-2400/09-С2).
Поэтому, скорее всего, если налогоплательщик не будет следовать рекомендациям финансовых органов, ему могут быть предъявлены претензии со стороны налоговых органов. Учитывая сложившуюся в настоящее время судебную практику, у налогоплательщика имеются достаточно высокие шансы отстоять свою позицию, при этом также можно ссылаться на письмо самого Минфина России, подтвердившего такую возможность.
При этом отметим, что Федеральным законом от 19.07.2011 N 245-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" внесены изменения в ст. 170 НК РФ. Так, если налогоплательщиком получены субсидии из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), и такие субсидии возмещают расходы с учетом НДС, то в налоговом периоде предоставления таких субсидий суммы ранее возмещенного НДС необходимо восстановить (пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ). Данная норма вступает в силу с 01.10.2011, следовательно, если субсидии будут получены после указанной даты, то НДС придется восстановить независимо от периода осуществления затрат, в возмещение которых они получены.
А. О.Здоровенко
ООО "АЗъ - Консультант"
06.10.2011