Организация - субъект малого предпринимательства, арендующая у КУГИ помещение, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями и составляющее государственную казну субъекта РФ, в январе 2011 г. заключила договор купли-продажи на выкуп этого помещения в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Согласно условиям договора организация уплачивает аванс за выкупаемое помещение в размере 20% его стоимости ежемесячно равными долями в срок до конца июня 2011 г., после чего помещение передается организации по акту приема-передачи и производится государственная регистрация права собственности организации на него. Возникают ли у организации обязанности налогового агента по уплате в бюджет НДС с перечисленных авансовых платежей за помещение?
Ответ: Если организация - субъект малого предпринимательства, арендующая у КУГИ помещение, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями и составляющее государственную казну субъекта РФ, в январе 2011 г. заключила договор купли-продажи на выкуп этого помещения в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ), согласно условиям которого организация уплачивает аванс за выкупаемое помещение в размере 20% его стоимости ежемесячно равными долями в срок до конца июня 2011 г., после чего помещение передается организации по акту приема-передачи и производится государственная регистрация права собственности организации на него, то у организации не возникают обязанности налогового агента по уплате в бюджет НДС за I и II кварталы 2011 г. с перечисленных авансовых платежей за помещение за январь, февраль, март и за апрель, май, июнь соответственно.
Обоснование: В соответствии с пп. 12 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса РФ не признаются объектом налогообложения по НДС операции по реализации (передаче) на территории РФ государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями и составляющего государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Законом N 159-ФЗ. Данная норма была введена Федеральным законом от 28.12.2010 N 395-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (п. 2 ст. 1), официально опубликованным в "Российской газете" 30.12.2010, и вступила в силу с 01.04.2011 (ч. 1 ст. 5).
На момент перечисления организацией авансовых платежей за помещение в январе, феврале и марте 2011 г. эта норма еще не действовала, однако на этот момент уже было очевидно, что авансовые платежи уплачиваются в счет предстоящей операции по реализации имущества, которая на момент ее совершения не будет признаваться объектом налогообложения по НДС. Кроме того, специальный срок представления налоговой декларации и уплаты НДС налоговыми агентами при приобретении ими государственного или муниципального имущества НК РФ не установлен. Поэтому при перечислении оплаты за выкупаемое государственное имущество в I квартале 2011 г. налоговый агент в общем случае (при наличии объекта налогообложения) обязан был бы представить налоговую декларацию за I квартал 2011 г. с отражением указанных операций не позднее 20.04.2011 и уплатить НДС в бюджет равными долями не позднее 20 апреля, 20 мая и 20 июня 2011 г. (п. 1 ст. 174 НК РФ). Однако в этот период (с 01.04.2011) рассматриваемые операции по реализации государственного имущества уже не признаются объектом налогообложения по НДС.
Соответственно, и на момент перечисления организацией авансовых платежей за помещение в апреле, мае и июне 2011 г. эти операции не являются объектом налогообложения по НДС.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации организация перечисляет авансовые платежи за помещение в счет предстоящей операции по реализации имущества, которая на момент исполнения обязанности по уплате НДС за I квартал 2011 г., на момент перечисления авансовых платежей за помещение во II квартале 2011 г. и на момент ее совершения не признается объектом налогообложения по НДС. Следовательно, все указанные авансовые платежи не облагаются НДС, и у организации не возникает обязанности налогового агента по уплате в бюджет НДС за I квартал 2011 г. (с перечисленных авансов за помещение за январь, февраль, март) и за II квартал 2011 г. (с перечисленных авансов за апрель, май, июнь).
С. М.Лазутин
ООО "М-СТАЙЛ"
Региональный информационный центр
Сети КонсультантПлюс
06.10.2011