ОАО заключило договор на оказание услуг по проведению декларирования и регистрации импортируемой ОАО парфюмерно-косметической продукции
В соответствии с формой бланка Свидетельства о государственной регистрации продукции, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 19.10.2007 N 657, свидетельство не содержит срока его действия и является действительным с момента выдачи до прекращения поставок продукции на территорию РФ и (или) изготовления продукции на территории РФ. В форме Свидетельства о государственной регистрации нового образца для Таможенного союза, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299, указывается, что срок действия свидетельства о государственной регистрации устанавливается на весь период изготовления продукции или поставок подконтрольных товаров на территорию Таможенного союза.
Указанные свидетельства о государственной регистрации продукции являются бессрочными, и срок их использования заранее ОАО установить не может, так как многие импортные контракты - бессрочные, а срок производства продукции производителем не устанавливается. Свидетельства о государственной регистрации продукции выдаются на основании протоколов испытаний и исследований аккредитованной испытательной лаборатории.
ОАО осуществляет декларирование соответствия путем принятия декларации о соответствии. Единая форма декларации о соответствии, утвержденная Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 319, предусматривает, что она действует в течение определенного срока (как правило, 5 лет). Результаты исследований и испытаний, положенные в основу декларации соответствия, срока действия не имеют.
ОАО считает, что НК РФ не устанавливает обязанностей по равномерному распределению расходов на оказываемые контрагентом услуги по подготовке свидетельств о государственной регистрации продукции, деклараций о соответствии, а также результатов необходимых испытаний в течение определенного периода.
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 272 НК РФ равномерное распределение расходов устанавливается для случая, когда из условий договора предусматривается получение доходов в течение более чем одного налогового периода.
ОАО несет расходы по оплате услуг по проведению декларирования и регистрации импортируемой ОАО парфюмерно-косметической продукции. В результате ОАО получает оформленные и зарегистрированные декларации соответствия и подписанные свидетельства о государственной регистрации продукции. По данному договору ОАО не получает прямого дохода, а несет лишь расходы, оплачивая услуги исполнителя. В абз. 3 п. 1 ст. 272 НК РФ не идет речи о получении дохода от результата использования оказанных услуг (работ), а имеется в виду прямое получение дохода от самой услуги в течение более чем одного налогового периода.
Если договор возмездного оказания услуг по проведению декларирования и регистрации парфюмерно-косметической продукции не предусматривает для ОАО получения дохода в течение более чем одного налогового периода, выполняется исполнителем единовременно и принимается к учету на основании единого акта выполненных работ (услуг), вправе ли ОАО отнести расходы по оплате указанных услуг в целях налога на прибыль к косвенным расходам и учесть их в полном объеме в текущем отчетном (налоговом) периоде?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 октября 2011 г. N 03-03-06/1/635
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке учета в целях налогообложения прибыли расходов на обязательную сертификацию импортируемых товаров и сообщает, что в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Оценка конкретных хозяйственных операций к обязанностям Минфина России не относится.
Одновременно сообщаем следующее.
В соответствии со ст. ст. 20 и 23 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер.
Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах принятия декларации о соответствии и обязательной сертификации.
Порядок применения форм обязательного подтверждения соответствия устанавливается Федеральным законом N 184-ФЗ.
Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу и действуют на всей территории Российской Федерации в отношении каждой единицы продукции, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Декларация о соответствии должна содержать, среди прочих, сведения о сроке действия декларации о соответствии, который определяется техническим регламентом.
В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на сертификацию продукции и услуг, а также на декларирование соответствия с участием третьей стороны.
Таким образом, затраты заявителя на обязательное подтверждение соответствия продукции, проводимое в формах принятия декларации о соответствии или обязательной сертификации в порядке, установленном Федеральным законом N 184-ФЗ, подлежат включению в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, и уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций.
С учетом п. 1 ст. 272 Кодекса указанные расходы включаются в состав расходов равномерно в течение срока действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. В.РАЗГУЛИН
06.10.2011