Управляющая организация оказывает услуги (выполняет работы), поименованные в пп. 29, 30 п. 3 ст. 149 НК РФ. Как документально подтвердить правомерность применения льготы по НДС, указанной в данных нормах?

Ответ: Для документального подтверждения правомерности применения льгот по НДС, предусмотренных пп. 29, 30 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ, необходимо иметь документы, подтверждающие:

- что предприятие относится к тому типу организаций, которые перечислены в пп. 29, 30 п. 3 ст. 149 НК РФ;

- характер оказанных услуг;

- у кого были приобретены реализуемые услуги;

- что цена реализуемых услуг не изменилась по сравнению с ценой, по которой они были приобретены.

Обоснование: Из пп. 29 и 30 п. 3 ст. 149 НК РФ следует, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории РФ реализация:

- коммунальных услуг;

- работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Данные нормы применяются при соблюдении двух условий.

Во-первых, право на применение этой льготы имеют управляющие организации, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги.

Во-вторых, управляющая компания приобрела:

- реализуемые коммунальные услуги у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций;

- реализуемые работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).

В Письмах ФНС России от 28.05.2010 N ШС-37-3/2791@, УФНС России по г. Москве от 10.03.2011 N 16-15/22202 разъяснено, что в пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ не установлено ограничений для применения освобождения от налогообложения НДС операций по реализации коммунальных услуг в зависимости:

- от вида помещения (жилое, нежилое);

- от вида собственника этого помещения (физическое или юридическое лицо);

- от видов прав (право собственности, право пользования и т. д.).

Этот вывод по аналогии можно распространить и на пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ.

Из вышесказанного следует, что для подтверждения правомерности применения льгот, предусмотренных пп. 29 и 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, необходимо документально подтвердить следующие моменты.

Во-первых, нужно подтвердить, что управляющая организация относится к тем, которые созданы в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечают за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги.

Во-вторых, содержание договора, а также акта оказанных услуг (выполненных работ) должно подтверждать, что оказанные услуги (выполненные работы) относятся к коммунальным услугам либо к работам (услугам) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Из ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ следует, что к коммунальным услугам относятся холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Перечень услуг по содержанию общего имущества приведен в п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).

Согласно ч. 2 и 3 ст. 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:

1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;

2) перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, предоставляемых управляющей организацией;

3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;

4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.

В-третьих, необходимо документально подтвердить, что управляющая организация:

- приобрела реализуемые коммунальные услуги у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций;

- приобрела реализуемые работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).

Это подтверждается заключенными договорами, актами оказанных услуг (выполненных работ). Обращаем внимание на то, что, например, организацией коммунального комплекса является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса").

В-четвертых, необходимо документально подтвердить, что стоимость реализуемых управляющей компаний коммунальных услуг и работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме соответствует стоимости приобретения этих услуг (работ) с учетом НДС у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, а также организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (см. Письма Минфина России от 23.12.2009 N 03-07-15/169, ФНС России от 02.02.2010 N ШС-17-3/20@, УФНС России по г. Москве от 21.04.2010 N 16-15/042344).

В. В.Никитин

Консалтинговая группа "Аюдар"

05.10.2011