В территориальное управление Роспотребнадзора от гражданина поступило заявление о факте, свидетельствующем о возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан (хранение организацией, осуществляющей производство медицинских иммунобиологических препаратов, этих препаратов в ненадлежащих условиях, в том числе с нарушением температурного режима). Вправе ли в этом случае управление провести внеплановую выездную проверку организации без согласования с прокуратурой? Если не вправе, но провело, может ли должностное лицо, назначившее проверку без указанного согласования, быть привлечено к административной ответственности?

Ответ: Проведение рассматриваемой внеплановой выездной проверки должно быть осуществлено исключительно после предварительного согласования с органом прокуратуры. Должностное лицо территориального управления Роспотребнадзора, которое в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей назначило внеплановую выездную проверку без обязательного согласования ее проведения с органом прокуратуры, может быть привлечено к административной ответственности в виде предупреждения или административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

На основании пп. "а" п. 2 ч. 2 указанной статьи одним из оснований для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.

На основании п. 4.1 Санитарно-эпидемиологических правил "СП 3.3.2.1248-03. 3.3.2. Медицинские иммунобиологические препараты. Условия транспортирования и хранения медицинских иммунобиологических препаратов. Санитарно-эпидемиологические правила", введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.03.2003 N 22, при хранении медицинских иммунобиологических препаратов соблюдаются условия, обеспечивающие сохранность их исходного качества; обеспечивается защита препарата от воздействия температуры окружающей среды, от повреждения упаковок, расплескивания и т. д.

Температурный режим хранения указанных препаратов предусмотрен п. 4.2 указанных Санитарно-эпидемиологических правил.

Из абз. 10 ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" следует, что государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Следовательно, в рассматриваемом случае имелись основания для проведения внеплановой выездной проверки (см. также Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.07.2010 по делу N А21-11211/2009).

Как следует из ч. 5 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в пп. "а" п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

На основании п. 7 Порядка согласования в органах прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом Генпрокуратуры РФ от 27.03.2009 N 93 (далее - Порядок), по результатам рассмотрения заявления о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица и индивидуального предпринимателя и прилагаемых к нему документов не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, уполномоченными должностными лицами органов прокуратуры, указанными в п. 2 Порядка, принимается решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения.

Отметим, что факт возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан не является основанием для проведения внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры об осуществлении мероприятий по контролю посредством направления соответствующих документов в течение двадцати четырех часов (ч. 12 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, п. 9 Порядка). Таким основанием является не факт возникновения угрозы, а факт причинения вреда (пп. "б" п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).

Следовательно, проведение рассматриваемой внеплановой выездной проверки должно быть осуществлено исключительно после предварительного согласования с органом прокуратуры.

На основании ст. 18 Закона N 294-ФЗ должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится.

Из ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ следует, что несоблюдение требования, предусмотренного ч. 5 ст. 10 Закона N 294-ФЗ (в части согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя), признается грубым нарушением, влечет недействительность результатов проведенной проверки, которые подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

На основании ч. 1 ст. 19 Закона N 294-ФЗ орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, их должностные лица в случае ненадлежащего исполнения соответственно функций, служебных обязанностей, совершения противоправных действий (бездействия) при проведении проверки несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 1 ст. 19.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что несоблюдение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся в проведении проверки при отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

На основании ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Из примечания к указанной статье следует, что под должностным лицом в КоАП РФ в том числе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него.

Следовательно, должностное лицо территориального управления Роспотребнадзора, которое в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей назначило внеплановую выездную проверку без согласования ее проведения с органом прокуратуры, может быть привлечено к административной ответственности в виде предупреждения или административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

П. С.Долгополов

Юридическая компания "Юново"

04.10.2011