Вправе ли Роспотребнадзор при проведении плановой выездной проверки организации по вопросу соблюдения ею норм санитарного законодательства привлечь для дачи экспертного заключения организацию, аккредитация которой для данной сферы деятельности аннулирована, а информация об этом была размещена на официальном сайте органа по аккредитации в сети Интернет за два месяца до проведения проверки? Если не вправе, может ли должностное лицо, виновное в таком привлечении, понести административную ответственность?
Ответ: Привлекаться к проведению контрольных мероприятий могут организации с действующей аккредитацией. Должностное лицо, которое в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей привлекло для дачи экспертного заключения организацию без действующей аккредитации, может понести административную ответственность в виде предупреждения или административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Обоснование: В соответствии с пп. 5.1.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор) осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства.
Как следует из п. 7 ст. 46 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
На основании ч. 2 ст. 7 Закона N 294-ФЗ органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля при организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля привлекают экспертов, экспертные организации к проведению мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, и анализа соблюдения указанных требований, по проведению мониторинга эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, учета результатов проводимых проверок и необходимой отчетности о них.
Из п. 7 ст. 2 Закона N 294-ФЗ следует, что под экспертами, экспертными организациями понимаются граждане, имеющие специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, и организации, аккредитованные в установленном Правительством Российской Федерации порядке в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, которые привлекаются органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю.
Следовательно, привлекаться к проведению контрольных мероприятий могут организации с действующей аккредитацией.
Из п. 2 Правил аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 N 689, следует, что аккредитация осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, уполномоченными на проведение соответственно государственного контроля (надзора), муниципального контроля, с целью признания компетентности граждан и организаций в соответствующей сфере науки, техники и хозяйственной деятельности для участия в проведении мероприятий по контролю.
Согласно п. 29 указанных Правил в случае аннулирования свидетельства об аккредитации решение о прекращении его действия принимается одновременно с решением об аннулировании свидетельства об аккредитации.
Из п. п. 31 - 33 указанных Правил следует, что орган по аккредитации ведет реестр и размещает его на своем официальном сайте в сети Интернет.
В реестр в том числе включается информация о прекращении действия свидетельства об аккредитации и его аннулировании.
Орган по аккредитации вносит данные в реестр в течение десяти дней со дня прекращения действия свидетельства об аккредитации и его аннулирования.
Роспотребнадзор в п. 9.2 Письма от 21.01.2010 N 01/549-10-32 отмечает, что ужесточены неблагоприятные последствия в части привлечения к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан и организаций. Данные нарушения с 1 января 2011 г. относятся к категории грубых нарушений (пп. 1.1 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица.
На основании ч. 1 ст. 19 Закона N 294-ФЗ орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, их должностные лица в случае ненадлежащего исполнения соответственно функций, служебных обязанностей, совершения противоправных действий (бездействия) при проведении проверки несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 19.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях несоблюдение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся в привлечении к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан или организаций, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
На основании ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Из примечания к указанной статье следует, что под должностным лицом в КоАП РФ в том числе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него.
Следовательно, по нашему мнению, должностное лицо, которое в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей привлекло для дачи экспертного заключения организацию без действующей аккредитации, может понести административную ответственность в виде предупреждения или административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
П. С.Долгополов
Юридическая компания "Юново"
03.10.2011