ООО в 2009, 2010, 2011 гг. получало и продолжает получать субсидии из федерального бюджета в рамках областной целевой программы по снижению напряженности на рынке труда на возмещение затрат работодателя на заработную плату участников программы и начисления на нее. То есть создаются временные специализированные рабочие места и трудоустраиваются на эти места по направлению Центра занятости населения безработные и ищущие работу граждане. Затем ООО получает субсидию на возмещение затрат на заработную плату данных граждан с учетом страховых взносов в государственные внебюджетные фонды путем зачисления на расчетный счет ООО. Данные субсидии расходуются согласно их целевому назначению

ООО применяет УСН с объектом налогообложения "доходы".

Каков порядок учета для целей исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, сумм в виде вышеназванных целевых поступлений?

Каков порядок учета ООО субсидий из областного бюджета на возмещение затрат по приобретению инвентаря и спецодежды для участников вышеназванной программы?

Есть ли различия по учету вышеназванных субсидий применительно к 2009, 2010 и 2011 гг.?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 30 сентября 2011 г. N ЕД-4-3/16115@

Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо по вопросу налогообложения субсидий, полученных в рамках областной целевой программы по снижению напряженности на рынке труда, указанной организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), и сообщает следующее.

В целях снижения напряженности на рынке труда областными целевыми программами Кировской области, утвержденными Постановлениями Правительства Кировской области от 11.01.2009 N 158/565 и от 11.11.2009 N 30/397, предусмотрены, в частности, выплаты за счет средств федерального и областного бюджетов, связанные с:

- временным трудоустройством признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу;

- стимулированием создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.

Абзацем 4 п. 1 ст. 346.17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлен особый порядок учета сумм выплат, в частности, на стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, осуществляемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с программами, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти.

В соответствии с данным порядком доходы в виде указанных выплат учитываются налогоплательщиками, применяющими УСН (как с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", так и с объектом "доходы"), в составе доходов в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих сумм в составе расходов в пределах фактически осуществленных расходов. При таком порядке учета вышеуказанных доходов (при соблюдении условий получения вышеназванных выплат) полученные суммы субсидий не увеличивают налоговую базу по УСН.

Исходя из формулировки ст. 346.17 Кодекса при получении выплат, связанных с трудоустройством безработных граждан в рамках соответствующих программ, руководствоваться положениями ст. 346.17 Кодекса вправе не все работодатели, а только признаваемые бывшими "безработными гражданами, открывшими собственное дело". На иных работодателей данная норма Кодекса не распространяется.

В этой связи при определении налоговой базы по УСН иные работодатели, получившие субсидии на возмещение затрат, связанных с трудоустройством безработных граждан, учитывают указанные суммы доходов в общеустановленном порядке.

Согласно ст. 346.15 Кодекса налогоплательщики при определении объекта налогообложения по УСН учитывают доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. ст. 249 и 250 Кодекса.

При этом, в частности, не учитываются доходы, указанные в ст. 251 Кодекса.

Подпунктом 14 п. 1 ст. 251 Кодекса предусмотрено, что при определении объекта налогообложения не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами: в частности, в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям.

В соответствии с п. 2 ст. 251 Кодекса (в редакции, действующей с 01.01.2010) при определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц, и использованные указанными получателями по назначению.

Таким образом, вышеуказанные положения ст. 251 Кодекса распространяются только на бюджетные, автономные и другие некоммерческие учреждения.

В связи с тем что общество с ограниченной ответственностью является коммерческой организацией (п. 1 ст. 66 Гражданского кодекса Российской Федерации), полученные им средства в виде субсидий не рассматриваются в целях налогообложения в качестве средств целевого финансирования или в качестве целевых поступлений.

Учитывая изложенное, доходы ООО в виде субсидий, предоставляемых государственным учреждением - Центром занятости населения на возмещение затрат на заработную плату участников программ по снижению напряженности на рынке труда Кировской области, а также на возмещение расходов по приобретению инвентаря и спецодежды для вышеуказанных работников, учитываются при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, в составе внереализационных доходов.

Доходы в виде вышеуказанных субсидий, полученные коммерческими организациями в 2009 г., также не подпадали под определение целевых поступлений из бюджета в соответствии с действовавшей на тот период редакцией п. 2 ст. 251 Кодекса, поскольку коммерческие организации, согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не признавались получателями бюджетных средств.

Советник государственной

гражданской службы

Российской Федерации

2 класса

Д. В.ЕГОРОВ

30.09.2011