Вправе ли организации начиная с 1 января 2012 г. учитывать в целях исчисления налога на прибыль безвозмездно оказанные услуги по изготовлению или распространению социальной рекламы?

Ответ: Начиная с 1 января 2012 г. организации вправе учитывать в целях исчисления налога на прибыль безвозмездно оказанные услуги по изготовлению или распространению социальной рекламы при наличии одного из условий: при распространении в радиопрограммах продолжительность упоминания о спонсорах должна составлять не более 3 секунд; при распространении в телепрограммах и при кино - и видеообслуживании продолжительность упоминания о спонсорах должна составлять не более 3 секунд и ему может быть отведено не более 7 процентов площади кадра; при распространении иными способами информации о спонсорах может быть отведено не более 5 процентов рекламной площади (пространства) и в информации о спонсорах не должно быть упоминаний об органах государственной власти и местного самоуправления.

Обоснование: В соответствии с п. 6 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 235-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности" (далее - Закон N 235-ФЗ) п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ дополнен пп. 48.4, согласно которому к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщиков, связанные с безвозмездным оказанием услуг по изготовлению и (или) распространению социальной рекламы в соответствии с законодательством РФ о рекламе. Указанные в настоящем подпункте расходы признаются для целей налогообложения при условии соблюдения требований к социальной рекламе, установленных пп. 32 п. 3 ст. 149 НК РФ (в ред. Закона N 235-ФЗ).

Согласно пп. 32 п. 3 ст. 149 НК РФ (в ред. Закона N 235-ФЗ) не подлежат обложению НДС (освобождаются от налогообложения) на территории РФ операции по безвозмездному оказанию услуг по производству и (или) распространению социальной рекламы в соответствии с законодательством РФ о рекламе.

Указанные в пп. 32 п. 3 ст. 149 НК РФ (в ред. Закона N 235-ФЗ) операции не подлежат обложению НДС при соблюдении одного из следующих требований к социальной рекламе:

в социальной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность упоминания о спонсорах составляет не более 3 секунд;

в социальной рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино - и видеообслуживании, продолжительность упоминания о спонсорах составляет не более 3 секунд и такому упоминанию отведено не более 7 процентов площади кадра;

в социальной рекламе, распространяемой другими способами, на упоминание о спонсорах отведено не более 5 процентов рекламной площади (пространства).

Установленные пп. 32 п. 3 ст. 149 НК РФ (в ред. Закона N 235-ФЗ) требования к упоминаниям о спонсорах не распространяются на упоминания в социальной рекламе об органах государственной власти, иных государственных органах и органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, о социально ориентированных некоммерческих организациях, а также о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи.

Закон N 235-ФЗ вступает в силу не ранее чем по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования (опубликован в "Российской газете", N 159, 22.07.2011) и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением положений, для которых ст. 3 Закона N 235-ФЗ установлен иной срок вступления их в силу (п. 1 ст. 3 Закона N 235-ФЗ).

Налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год (п. 1 ст. 285 НК РФ).

Следовательно, указанные изменения в п. 1 ст. 264 НК РФ вступают в силу с 1 января 2012 г.

В. Г.Крашенинников

Советник государственной

гражданской службы РФ

2 класса

30.09.2011