Налоговый орган доначислил сумму налога на прибыль в отношении организации, производящей алкогольную продукцию (водку). Основанием послужил тот факт, что, по мнению налогового органа, организация неправомерно учла для целей исчисления налога на прибыль расходы, понесенные на размещение в журнале, посвященном алкогольной продукции, иллюстрации рекламного характера. На данной иллюстрации изображены образец продукции (бутылка водки) и товарный знак производителя. На иллюстрации отсутствует пометка "реклама", что и стало основанием для доначисления суммы налога на прибыль, так как, по мнению налогового органа, отсутствие отметки "реклама" лишает иллюстрацию статуса рекламной информации, следовательно, расходы на ее размещение учтены неправомерно. Обоснованна ли позиция налогового органа?

Ответ: Доначисление налоговым органом суммы налога на прибыль организации, производящей алкогольную продукцию (водку), на основании того факта, что организация учла для целей исчисления налога на прибыль расходы, понесенные на размещение в журнале, посвященном алкогольной продукции, иллюстрации рекламного характера, на которой отсутствовала отметка "реклама", неправомерно, если иллюстрация позволяет ассоциировать изображенную бутылку водки с продукцией, производимой указанной организацией, независимо от наличия или отсутствия на указанном изображении отметки "реклама". Однако данную позицию, очевидно, организации придется отстаивать в суде.

Обоснование: Как следует из ст. 247 Налогового кодекса РФ, объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Согласно абз. 1 п. 1 ст. 252 НК РФ в целях гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Как установлено абз. 2 п. 1 ст. 252 НК РФ, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Соответственно, расходы должны быть понесены организацией обоснованно, а также должны быть подтверждены соответствующими документами, подтверждающими факт наличия расходов. Также в соответствии с приведенной нормой следует, что под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Нормами пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ установлено, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся следующие расходы налогоплательщика: расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ.

Соответственно, расходы, понесенные на рекламу производимой продукции, могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Абзацем 2 п. 4 ст. 264 НК РФ установлено, что к расходам организации на рекламу в целях гл. 25 НК РФ относятся расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети.

Ввиду норм п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Следует отметить, что ФАС России в своем Письме от 05.04.2007 N АЦ/4624 (направлено Письмом ФНС России от 25.04.2007 N ШТ-6-03/348@) толкует понятие "неопределенный круг лиц", как лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Конституционный Суд РФ считает, что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом речь идет именно о намерениях и целях (направленности) этой деятельности, а не о ее результате. Вместе с тем обоснованность получения налоговой выгоды не может быть поставлена в зависимость от эффективности использования капитала. Данная позиция изложена в Определении Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 N 320-О-П.

ВАС РФ считает, что информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара. Данная позиция изложена в п. 16 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37 "Обзор Практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе". Данная позиция применима в указанном случае, по нашему мнению, по аналогии.

Принимая во внимание позицию ВАС РФ, считаем, что доначисление суммы налога на прибыль организаций является необоснованным, если иллюстрация, являющаяся рекламой алкогольной продукции, производимой указанной организацией, позволяет четко ассоциировать продукцию, изображенную на этой иллюстрации, с конкретным товаром, в данном случае, с алкогольной продукцией, производимой названной организацией. Тот факт, что иллюстрация не содержит пометки "реклама", не может лишить ее статуса рекламной информации, что подтверждается позицией ВАС РФ. Кроме того, если указанная иллюстрация не будет признана рекламой, то понесенные на ее размещение расходы, по нашему мнению, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, так как данные расходы являются экономически обоснованными ввиду их непосредственной связи с деятельностью организации, направленной на получение прибыли.

А. Ю.Рахаев

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

30.09.2011