Организация, производящая продукты питания, с целью создания положительной деловой репутации и привлечения потенциальных контрагентов приняла решение произвести добровольную сертификацию соответствия менеджмента качества требованиям Национального стандарта Российской Федерации "Системы менеджмента качества. Требования" ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (утв. Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2008 N 471-ст). Вправе ли организация учесть понесенные расходы на сертификацию менеджмента качества, если сертификация носит добровольный характер, при исчислении налога на прибыль?

Ответ: Организация может принять решение учесть для целей исчисления налога на прибыль расходы, понесенные на сертификацию соответствия менеджмента качества требованиям Национального стандарта Российской Федерации "Системы менеджмента качества. Требования" ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (утв. Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2008 N 471-ст) (далее - ГОСТ Р ИСО 9001-2008), хоть данные расходы не связаны непосредственно с сертификацией производимой продукции, а сама сертификация является добровольной.

Обоснование: Исходя из норм ст. 247 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Следовательно, факт получения прибыли организацией при осуществлении своей деятельности порождает для организации обязанность по уплате налога на прибыль организаций.

Основываясь на нормах абз. 1 п. 1 ст. 252 НК РФ, в целях гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Таким образом, организация имеет право уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль организаций на сумму понесенных расходов.

Как установлено нормами абз. 2 п. 1 ст. 252 НК РФ, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Соответственно, расходы должны быть понесены организацией обоснованно, а также должны быть подтверждены соответствующими документами, подтверждающими факт наличия расходов. Также в соответствии с приведенной нормой следует, что под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Нормами пп. 2 п. 1 ст. 264 НК РФ установлено, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся следующие расходы налогоплательщика: расходы на сертификацию продукции и услуг, а также на декларирование соответствия с участием третьей стороны.

Данная норма указывает, что для целей налогообложения прибыли могут быть учтены расходы на сертификацию производимых товаров или оказываемых услуг.

В силу норм п. 1 ст. 20 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) подтверждение соответствия на территории РФ может носить добровольный или обязательный характер.

Абзацем 4 ст. 18 Закона N 184-ФЗ установлено, что подтверждение соответствия осуществляется в целях повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках.

По смыслу данной нормы следует, что сертификация соответствия требованиям технических регламентов ставит своей целью повышение конкурентоспособности производимой продукции на рынке.

Из норм п. 1.1 ГОСТ Р ИСО 9001-2008 следует, что ГОСТ Р ИСО 9001-2008 устанавливает требования к системе менеджмента качества в тех случаях, когда организация:

a) нуждается в демонстрации своей способности всегда поставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям;

b) ставит своей целью повышение удовлетворенности потребителей посредством эффективного применения системы менеджмента качества, включая процессы постоянного ее улучшения, и обеспечение соответствия требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям.

Приведенная норма четко указывает, что наличие сертификата соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008 способствует созданию положительной деловой репутации организации, так как указывает, что организация способна всегда поставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям, а также ставит своей целью повышение удовлетворенности потребителей.

Налоговые органы придерживаются позиции, из которой следует, что расходы по проведению сертификации системы менеджмента качества в порядке, установленном Законом N 184-ФЗ, могут учитываться организацией в составе расходов для целей налогообложения прибыли. Данная позиция изложена в Письме УФНС России по г. Москве от 31.12.2010 N 16-15/138412@.

В Письме УФНС России по г. Москве от 06.04.2010 N 16-15/035564@ налоговый орган также заявил, что расходы по проведению сертификации системы менеджмента качества, в том числе по оплате услуг, оказанных органом по сертификации после получения сертификата, в порядке, установленном в Законе N 184-ФЗ, отвечающие требованиям ст. 252 НК РФ, включаются в состав расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли.

Минфин России считает, что расходы по проведению сертификации системы менеджмента качества в порядке, установленном Законом N 184-ФЗ, отвечающие вышеуказанным требованиям ст. 252 НК РФ, могут быть включены в состав расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли. Указанная позиция изложена в Письме Минфина России от 07.07.2008 N 03-03-06/1/308.

Однако ранее финансовое ведомство считало, что система менеджмента качества не является продукцией или услугой организации, реализуемой потребителям (заказчикам), и, следовательно, расходы, связанные с ее сертификацией, не учитываются в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов налогоплательщика, связанных с производством и реализацией. Эта позиция изложена в Письме Минфина России от 10.07.2006 N 03-03-04/1/565.

Кроме того, финансовое ведомство считает, что в налоговом законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. Данная позиция изложена в Письме Минфина России от 28.04.2010 N 03-03-05/97 "По вопросу учета в целях налогообложения прибыли организаций расходов на разработку стандартов". Аналогичная позиция изложена в Письме Минфина России от 02.02.2010 N 03-03-05/14 (направлено Письмом ФНС России от 17.03.2010 N ШС-17-3/40@ "О порядке учета в целях налогообложения прибыли расходов на разработку национальных стандартов").

Из анализа судебной практики следует: ФАС Северо-Западного округа при рассмотрении схожей ситуации в своем Постановлении от 12.02.2007 N А66-13850/2005 определил, что расходы налогоплательщика на сертификацию системы управления качества являются связанными с производством и реализацией товара, а согласно пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся и другие расходы налогоплательщика, связанные с производством и (или) реализацией; ФАС Уральского округа в своем Постановлении от 19.01.2006 N Ф09-6174/05-С7 определил, что расходы на сертификацию соответствия менеджмента качества относятся к перечисленным в пп. 2 и 15 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Принимая во внимание позицию финансового ведомства, считаем, что организация может принять решение учесть для целей налогообложения прибыли расходы, понесенные на сертификацию соответствия менеджмента качества требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008, хоть данные расходы не связаны непосредственно с сертификацией производимой продукции, а сама сертификация является добровольной. Аналогичной позиции придерживаются налоговые органы. Организация должна быть готова отстаивать свою позицию в суде.

А. Ю.Рахаев

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

29.09.2011