О порядке проведения плановых и внеплановых проверок в отношении соискателя лицензии или лицензиата, а также об основаниях проведения внеплановых выездных проверок в отношении вышеуказанных лиц в рамках осуществления лицензионного контроля за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 27 сентября 2011 г. N Д09-2256

Минэкономразвития России рассмотрело обращение по вопросу о порядке проведения лицензионного контроля за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и сообщает.

В настоящее время в Российской Федерации отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).

Вместе с тем п. 4 ст. 1 Федерального закона N 294-ФЗ предусмотрено, что особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении лицензионного контроля.

Такие особенности устанавливает Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).

В соответствии с п. 2 ст. 23.2 Федерального закона N 171-ФЗ в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о выдаче лицензии, или лицензиата, представившего заявление о переоформлении или продлении срока действия лицензии, в случаях, предусмотренных ст. ст. 19 и 20 Федерального закона N 171-ФЗ, лицензирующим органом проводятся документарные проверки и внеплановые выездные проверки без согласования с органами прокуратуры.

Основанием для проведения проверки соискателя лицензии или лицензиата является представление в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии либо заявления о переоформлении лицензии или продлении срока ее действия.

Вместе с тем проводимые в соответствии с положениями Федерального закона N 294-ФЗ проверки делятся на плановые и внеплановые. Плановая проверка, в соответствии с п. 11 ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ, проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном ст. ст. 11 и 12 Федерального закона N 294-ФЗ, внеплановая проверка, в соответствии с п. 4 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ, проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном ст. ст. 11 и 12 Федерального закона N 294-ФЗ.

Таким образом, документарная проверка может быть как плановой, так и внеплановой.

В соответствии с п. 8 ст. 23.2 Федерального закона N 171-ФЗ плановая проверка лицензиата проводится в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, разработанным в установленном порядке и утвержденным лицензирующим органом.

Внеплановая выездная проверка лицензиата проводится по основаниям, перечисленным в п. 10 ст. 23.2 Федерального закона N 171-ФЗ.

В соответствии с п. 3 ст. 12 Федерального закона N 294-ФЗ выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, либо не представляется возможным оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям или требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, без проведения соответствующего мероприятия по контролю.

Таким образом, внеплановые выездные проверки, в соответствии с п. 2 ст. 23.2 Федерального закона N 171-ФЗ, могут проводиться при наличии оснований для их проведения, в случае если при документарной проверке не представляется возможным удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля документах юридического лица, индивидуального предпринимателя или оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям или требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437 (далее - Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности.

Согласно Положению Минэкономразвития России не является органом, уполномоченным осуществлять официальное толкование нормативных правовых актов. В этой связи вышеизложенные разъяснения не являются обязательными для исполнения, а носят рекомендательный характер.

Директор Департамента

государственного регулирования

в экономике

С. В.ШИПОВ

27.09.2011