Применение взаиморасчетов в финансовых и предпринимательских правоотношениях

(Затулина Т. Н.)

("Налоги" (газета), 2006, N 8)

Текст документа

ПРИМЕНЕНИЕ ВЗАИМОРАСЧЕТОВ В ФИНАНСОВЫХ

И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ

Т. Н. ЗАТУЛИНА

Затулина Т. Н., старший преподаватель кафедры правоведения Донского государственного аграрного университета.

В соответствии с п. "ж" ст. 71 Конституции РФ финансовое и валютное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки относятся к исключительному ведению самой Федерации. Поэтому именно федеральное законодательство составляет правовую основу денежной системы Российской Федерации. Платежи на территории России осуществляются в форме наличных и безналичных расчетов.

Острая проблема кризиса неплатежей создала объективные предпосылки для применения предприятиями неденежных форм расчетов. В хозяйственной практике многих предприятий и организаций любых форм собственности стали более широко применяться неденежные или безналичные формы расчетов - взаимозачеты, зачеты по доходам и расходам федерального бюджета, применение ценных бумаг и векселей. Форма взаиморасчетов с помощью векселей и ценных бумаг давно уже используется в развитых странах, у нас же такая практика только развивается.

Взаимозачет представляет собой способ прекращения обязательств путем зачета встречного однородного требования (ст. 410 ГК РФ).

Не допускается зачет требований:

1) если по заявлению другой стороны к требованию подлежит применению срок исковой давности, и этот срок истек;

2) о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью;

3) о взыскании алиментов;

4) о пожизненном содержании;

5) в иных случаях, предусмотренных законом или договором.

Таким образом, взаимозачетом погашаются, как правило, обязательства, связанные с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Название документа по зачету взаимных требований не имеет существенного значения, стороны могут его избирать по своему усмотрению. Но в любом случае данный документ должен фиксировать одновременно договоренность выполнить и фактическое выполнение сторонами действий по зачету взаимных требований. Следует обратить особое внимание на то, что документ о проведении взаимозачетных операций должен фиксировать не намерение сторон совершать их, а уже состоявшиеся операции по поставкам товаров (оказанию услуг) между сторонами. В противном случае данный документ нельзя будет принять к учету как документ, фиксирующий уже совершившуюся операцию.

Следующим важным обстоятельством является то, что данный документ выполняет роль платежно-расчетного документа. Следовательно, он, как платежное поручение или приходный кассовый ордер, должен содержать сведения о том, какая сумма и за какой товар засчитывается.

Часто стороны, участвующие в проведении взаимозачетных операций (неоднократные поставки товаров или оказание услуг), не указывают в договоре, за какие именно производственные поставки происходит расчет путем зачета встречных требований, оговаривая только сумму погашения в конкретный момент, не совпадающий с общей суммой возникшей взаимной задолженности. Это не позволяет правильно определить, по какому из приобретенных товаров стороны вправе возместить, например, налог на добавленную стоимость.

Еще одна проблема, возникающая при совершении рассматриваемой операции, - отсутствие по тем или иным причинам согласия между сторонами о проведении зачета. Отсутствие необходимого соглашения между сторонами означает, что у каждой из сторон продолжает оставаться непогашенной как кредиторская, так и дебиторская задолженность. Во избежание подобных ситуаций можно воспользоваться правом, предоставленным ст. 410 ГК РФ, в соответствии с которым для зачета достаточно заявления одной стороны. Любая из сторон, имеющая надлежащим образом оформленные документы, подтверждающие произведенные поставки товаров, и документы, подтверждающие получение товаров по встречным договорам, вправе самостоятельно составить документ о зачете и направить его как уведомление другой стороне. По усмотрению уведомляющей стороны это могут быть конкретная дата, дата получения уведомления второй стороной, подтвержденная органами почтовой связи, истечение оговоренного в уведомлении срока.

Выделим несколько условий, при которых становится возможным проведение взаимозачета:

- одни и те же лица (хозяйствующие субъекты) являются участниками двух или более обязательств, на основании которых возникают встречные однородные требования. На практике путем взаимозачета чаще погашаются требования, которые возникли на основании разных договоров между одними и теми же лицами;

- встречный характер требований, подлежащих к зачету. Каждый из хозяйствующих субъектов является должником по какому-либо обязательству, требование о котором теперь уже исходит от него;

- однородность встречных требований. Это означает, что встречные требования, предъявляемые к зачету должны иметь один и тот же предмет, как правило, деньги;

- возникновение встречных однородных требований. Путем взаимозачета встречных требований могут быть погашены требования, срок которых:

1) наступил;

2) не указан;

3) определен моментом востребования.

Исходя из ст. 314 ГК РФ, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или в любой момент в пределах такого периода. Таким образом, предприятие, имеющее задолженность перед другим предприятием, вправе предъявить к зачету свое встречное требование, срок предъявления которого определен, только после его наступления.

В ст. 411 ГК РФ перечислены обстоятельства, при которых взаимозачет невозможен. В частности, не допускается взаимозачет требований: о взыскании задолженности, срок исковой давности которой истек; о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью человека; о взыскании алиментов; о пожизненном содержании; в иных случаях, предусмотренных законом или договором. В соответствии с законодательством для зачета достаточно заявления одной стороны. Заявление является одним из способов оформления взаимозачета. Оптимальным вариантом является оформление взаимозачета путем оформления: 1) акта сверки погашения задолженности; 2) протокола проведения взаимозачета; 3) соглашения о погашении проведения взаимозачета.

Необходимость составления указанных документов обусловлена следующим: во-первых, это является основанием для записи в бухгалтерском учете предприятия; во-вторых, это является основанием своевременного отражения взаимозачетных операций у всех участников взаимозачета, что в дальнейшем поможет избежать осложнений налоговыми органами; в-третьих, это необходимо и для юридической службы предприятия, так как при проведении взаимозачета без согласия контрагента последний имеет все основания взыскать по суду причитающуюся ему сумму задолженности.

Все сделки при совершении операций по реализации товаров и проведению взаимозачетных требований должны сопровождаться оформлением счетов-фактур, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость". Кроме того, при применении счетов-фактур следует применять и руководствоваться письмом МНС от 21 мая 2001 г. N ВГ-6-03/404 "О применении счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость".

В соответствии со ст. 169 НК РФ счета-фактуры не составляются налогоплательщиками по операциям реализации ценных бумаг. Регистрация счетов-фактур, полученных от поставщиков, в книге покупок производится с целью определения сумм налога на добавленную стоимость, подлежащей зачетам в порядке, предусмотренном законодательством, являющихся контрольными суммами при заполнении расчета по налогу на добавленную стоимость. При этом следует обратить внимание на то, что суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным и оплаченным товарам принимаются к зачету у покупателя только при наличии счетов-фактур, подтверждающих стоимость приобретенных товаров, и соответствующих записей в книге покупок. Возможность указания в счетах-фактурах сумм, выраженных в иностранной валюте, предусмотрена п. 7 ст. 169 НК РФ.

В условиях неплатежей предприятия могут применяться такие формы расчетов, как:

1) сделка мены товара (бартерные сделки);

2) зачет встречных однородных требований;

3) исполнение обязательств по погашению долга, возложенное на третье лицо;

4) уступка денежного требования (факторинг) и уступка требования кредитором другому лицу (цессия);

5) перевод долга (или фактически купля-продажа дебиторской задолженности) и другие.

В основе всех перечисленных форм расчетов лежит способ прекращения тех или иных обязательств. Речь идет о таких финансово-хозяйственных ситуациях, когда два или несколько предприятий по разным договорам между собой одновременно выступают кредитором по одному обязательству и должником по другому. Полная эквивалентность взаимных требований сторон, участвующих во взаимозачетах, приводит к прекращению обязанностей как одной, так и другой стороны.

По оценкам специалистов, все большая часть всех расчетов в стране совершается в неденежной форме. В расчетах с бюджетами разных уровней также используется безналичная форма расчетов. Применение безналичных форм расчетов ставит перед бухгалтерами такие проблемы:

1) исчисление налога на добавленную стоимость при различии в ставках НДС по поставкам товаров в цепочке задолженностей, погашаемых взаимными расчетами;

2) определение размера выручки от реализации, если в расчетах задействовано третье лицо;

3) определение момента реализации продукции для целей налогообложения у предприятий, использующих метод определения выручки для целей налогообложения по моменту оплаты.

Все рассмотренные выше ошибки при проведении взаимозачета объясняются недостаточной экономико-правовой проработкой законодательной базы по данному вопросу.

В заключение изложим некоторые правовые рекомендации для предприятий, применяющих операции по взаимозачету:

1) при проведении взаимозачета предприятие должно определить свою позицию в данной схеме. В том случае, если предприятием в результате проведения взаимозачета получен товар, то при его передаче в счет закрытия кредиторской задолженности или в момент получения денежных средств за него возникает реализация транзитного товара. Зачастую данное обстоятельство не учитывается и реализация товаров транзитом не отражается, что приводит к серьезным финансовым санкциям;

2) появление дополнительного оборота также приводит к дополнительным финансовым потерям, в частности, в уплате налога, исчисляемого с оборота.

3) следует контролировать момент отражения реализации как собственной продукции, так и товара, полученного по взаимозачету. В целях избежания негативных последствий подписание акта взаимозачета и отгрузки товара, полученного по взаимозачету, должно происходить в одном отчетном периоде;

4) необходимо контролировать также и цены реализации товара, отгруженного по взаимозачету. В том случае, если применяются рыночные цены, выполнение спецрасчета по НДС не требуется. Если же в предшествующие реализации 30 дней имел место случай реализации по более высокой цене, то в целях налогообложения применяется рыночная цена;

5) в первичных учетных документах фиксируется факт взаимозачета (счет-фактура, накладные и т. д.), при этом следует обеспечить выделение отдельной строкой налога на добавленную стоимость, что позволит правомерно ставить выделенные суммы к зачету в расчетах с бюджетом.

Название документа