Об исчислении налога на имущество организаций, если принят региональный закон, устанавливающий особенности определения налоговой базы по недвижимому имуществу, указанному в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 марта 2014 г. N 03-05-05-01/11682
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке налогообложения объектов недвижимого имущества, расположенных в разных субъектах Российской Федерации, в соответствии со ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и сообщает, что Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, не предусмотрено рассмотрение обращений организаций по проведению экспертизы договоров и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций, а также по оказанию консультационных услуг.
Одновременно обращаем внимание, что в соответствии со ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. ст. 378 и 378.1 Кодекса.
На основании п. 1 ст. 375 Кодекса налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и учитываемого по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации, если иное не установлено Кодексом.
Пунктом 2 ст. 375 Кодекса установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 Кодекса.
В силу п. 3 ст. 12 и п. 2 ст. 372 Кодекса субъектам Российской Федерации предоставлено право определять с 1 января 2014 г. особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со ст. 378.2 гл. 30 "Налог на имущество организаций" Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 378.2 Кодекса закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 Кодекса, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
На основании пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 Кодекса налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении отдельных видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, к которым отнесены административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Условия признания объекта недвижимости административно-деловым центром, торговым центром (комплексом), офисом, торговым объектом, объектом общественного питания и бытового обслуживания установлены п. п. 3 - 5 ст. 378.2 Кодекса.
В соответствии с п. 7 ст. 378.2 Кодекса уполномоченный орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 Кодекса (далее - Перечень объектов недвижимого имущества), направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
С учетом изложенного если в соответствии с п. 2 ст. 378.2 Кодекса в субъекте Российской Федерации принят региональный закон, устанавливающий особенности определения налоговой базы с 2014 г. исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 Кодекса, то объекты недвижимого имущества подлежат налогообложению по кадастровой стоимости объектов при условии их включения в Перечень объектов недвижимого имущества, размещенный на официальном сайте не позднее 1 января 2014 г.
Объекты недвижимого имущества, указанные в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 Кодекса, не включенные в Перечень объектов недвижимого имущества на соответствующий налоговый период, в силу пп. 2 п. 12 ст. 378.2 Кодекса, подлежат налогообложению исходя из налоговой базы, определяемой в соответствии с п. 1 ст. 375 Кодекса, то есть исходя из остаточной стоимости объектов недвижимого имущества.
Что касается сведений о кадастровой стоимости для целей налогообложения, то следует иметь в виду, что в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) государственная кадастровая оценка проводится в отношении учтенных в государственном кадастре объектов недвижимости и в иных случаях.
Обращаем внимание, что на основании ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Федерального закона N 221-ФЗ или в переходный период, признается юридически действительным и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в государственном кадастре объектов недвижимости.
При этом ст. 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ предусмотрено, что в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности физических лиц, юридических лиц, эти лица вправе подать запрос о предоставлении сведений о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета на территории субъекта Российской Федерации по месту нахождения заказчика работ по определению кадастровой стоимости, которым утверждены результаты ее определения, и получить указанные сведения в порядке, установленном ст. 14 Федерального закона N 221-ФЗ.
Согласно ст. 14 Федерального закона N 221-ФЗ общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются органом кадастрового учета по запросам любых лиц, в том числе посредством почтового отправления, использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
При этом кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости предоставляется бесплатно по запросам любых лиц (п. 13 ст. 14 Федерального закона N 221-ФЗ).
Одновременно сообщаем, что по вопросам применения закона субъекта Российской Федерации, устанавливающего особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 Кодекса, следует обращаться в соответствии со ст. 34.2 Кодекса в финансовый орган соответствующего субъекта Российской Федерации по местонахождению объекта недвижимого имущества, а по вопросу включения объектов недвижимого имущества в Перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения - в уполномоченный орган исполнительной власти по субъекту Российской Федерации.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А. В.САЗАНОВ
18.03.2014