Новое в налоговом законодательстве: закон от 4 ноября 2005 г. N 137-ФЗ

(Лермонтов Ю. М.)

("Налоги" (газета), 2006, N 8)

Текст документа

НОВОЕ В НАЛОГОВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ:

ЗАКОН ОТ 4 НОЯБРЯ 2005 Г. N 137-ФЗ

Ю. М. ЛЕРМОНТОВ

Лермонтов Ю. М., советник налоговой службы II ранга.

Поправки, внесенные Федеральным законом от 4 ноября 2005 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" (далее - Закон N 137-ФЗ) в НК РФ, вступили в силу с 1 января 2006 г.

В российском законодательстве получило широкое распространение установление таких процедур и правил, при которых органы публичной власти должны реализовывать многие свои властные полномочия только через суд, вместо того чтобы использовать для их реализации административные процедуры и задействовать судебный механизм лишь тогда, когда есть спор, неурегулированное разногласие между соответствующим органом исполнительной власти и конкретным гражданином или организацией. В первую очередь это относится к взысканию через суд недоимок и санкций по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды.

Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что довольно значительная часть обращений в суд государственных органов связана со взысканием с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязательных платежей и санкций на небольшие суммы.

Судебная практика дает основания для вывода о том, что требования государственных органов о взыскании незначительных сумм, как правило, не оспариваются ответчиками, а обязательный судебный порядок их взыскания не только без нужды приводит к дополнительной нагрузке на суды, но и загружает государственные органы, требует от них юридического сопровождения иска во время процедуры рассмотрения дела в суде, компенсации судебных издержек за счет казны. Кроме того, подобный подход не согласовывался с принципом разумных затрат, процессуальной экономии.

Статистика рассмотрения дел арбитражными судами показывает, что увеличение числа дел в сфере административных и иных публичных правоотношений вызвано продолжающимся ростом обращений государственных органов, в первую очередь Пенсионного фонда Российской Федерации, о взыскании обязательных платежей и санкций.

Резкое увеличение нагрузки на суды за счет дел указанной категории поставило под угрозу обеспечение доступности правосудия и может привести к невозможности своевременного рассмотрения дел арбитражными судами.

Закон N 137-ФЗ устанавливает такой порядок взыскания недоимок и санкций по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды, который позволит решить указанную проблему путем введения административного порядка принудительного взыскания обязательных платежей и санкций на незначительные суммы. В этих случаях решение органа исполнительной власти будет иметь статус исполнительного документа, что позволит органам исполнительной власти самостоятельно, без обращения в суд, осуществлять свои властные и контрольно-надзорные функции, поскольку отсутствует спор о праве.

Аналогичный порядок предусмотрен, в частности, в КоАП, когда уполномоченные органы исполнительной власти, наделенные правом привлечения граждан и организаций к административной ответственности, выносят об этом соответствующее постановление, которое имеет силу исполнительного документа.

Закон N 137-ФЗ внес изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Таможенный кодекс Российской Федерации.

Закон N 137-ФЗ устанавливает общий правовой режим взыскания обязательных платежей и санкций для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поскольку они осуществляют предпринимательскую и иную экономическую деятельность, которая по своему существу предполагает самостоятельность и определенный финансовый риск. Такой принцип правового регулирования заложен, в частности, в ГК РФ (п. 3 ст. 23), АПК РФ (ст. 27 и 28).

Закон N 137-ФЗ внес два принципиальных нововведения:

- он распространяет на индивидуальных предпринимателей общий порядок взыскания недоимок и пеней, а также таможенных пошлин, налогов с организаций;

- он закрепляет право налоговых органов самостоятельно, без обращения в суд, взыскивать налоговые санкции с организаций и индивидуальных предпринимателей в случаях, если размер штрафа не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей 5000 рублей по каждому налогу, в отношении организаций - 50000 рублей по каждому налогу. Такие же полномочия предоставляются территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении взыскания недоимок по страховым взносам, пеней и штрафов.

В отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также в части, касающейся взыскания санкций в размере, превышающем указанный предел, Закон N 137-ФЗ сохраняет действующий судебный порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административный порядок взыскания обязательных платежей и санкций подразумевает безусловное право юридического лица, индивидуального предпринимателя обжаловать решение органа исполнительной власти в вышестоящий орган или в арбитражный суд.

В целях совершенствования административной процедуры урегулирования споров между субъектом предпринимательской деятельности и органом государственной власти Законом N 137-ФЗ предусматривается, что при обжаловании решения о взыскании в вышестоящий орган исполнение решения автоматически приостанавливается. В случае обжалования решения о взыскании в арбитражный суд его исполнение может быть приостановлено в соответствии с порядком, установленным арбитражным процессуальным законодательством.

В связи с изложенным Законом N 137-ФЗ расширяются возможности применения альтернативных способов урегулирования споров, а именно: дополнены НК РФ и Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" положениями о том, что соответствующие органы принимают меры по урегулированию спора путем заключения соглашения или использования других примирительных процедур.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона N 137-ФЗ он вступил в силу с 1 января 2006 г.

Название документа