Вправе ли коммерческая организация (ЗАО) применять льготу по НДС в отношении услуг в сфере культуры и искусства по реализации входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий?

Ответ: Коммерческая организация (ЗАО) применять льготу по НДС в отношении услуг в сфере культуры и искусства по реализации входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий:

- до 01.10.2011 - учитывая подход налоговых органов, не вправе, при этом противоположную позицию организации предстоит доказывать в суде;

- с 01.10.2011 - не вправе.

Обоснование: В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Статья 149 НК РФ устанавливает перечень льготных операций, не облагаемых НДС.

В соответствии с пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Федерального закона от 18.07.2011 N 235-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности" (далее - Закон N 235-ФЗ)) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации оказываемых учреждениями культуры и искусства услуг в сфере культуры и искусства, к которым относятся:

услуги по предоставлению напрокат аудио-, видеоносителей из фондов указанных учреждений, звукотехнического оборудования, музыкальных инструментов, сценических постановочных средств, костюмов, обуви, театрального реквизита, бутафории, постижерских принадлежностей, культинвентаря, животных, экспонатов и книг; услуги по изготовлению копий в учебных целях и учебных пособий, фотокопированию, репродуцированию, ксерокопированию, микрокопированию с печатной продукции, музейных экспонатов и документов из фондов указанных учреждений; услуги по звукозаписи театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, по изготовлению копий звукозаписей из фонотек указанных учреждений; услуги по доставке читателям и приему у читателей печатной продукции из фондов библиотек; услуги по составлению списков, справок и каталогов экспонатов, материалов и других предметов и коллекций, составляющих фонд указанных учреждений; услуги по предоставлению в аренду сценических и концертных площадок другим бюджетным учреждениям культуры и искусства, а также услуги по распространению билетов, указанных в абз. 3 настоящего подпункта;

реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности;

реализация программ на спектакли и концерты, каталогов и буклетов.

К учреждениям культуры и искусства в целях гл. 21 НК РФ относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки.

Следовательно, в пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 235-ФЗ) указано, что применять соответствующую льготу вправе учреждения культуры и искусства.

В Гражданском кодексе РФ (п. 1 ст. 120) указано, что учреждения являются некоммерческими организациями.

Однако, учитывая формулировку пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 235-ФЗ), не ясно, имеется ли в нем в виду именно организационно-правовая форма юридических лиц либо же это просто указание на характер их деятельности.

Минфин России в Письме от 03.11.2009 N 03-07-07/72 указал, что в соответствии с пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению (освобождается от обложения) налогом на добавленную стоимость реализация услуг, оказываемых учреждениями культуры и искусства, перечень которых определен данным подпунктом.

Как указано в Письме МНС России от 13.05.2004 N 03-1-08/1191/15@ "Свод писем по применению действующего законодательства по НДС за II полугодие 2003 года - I квартал 2004 года", услуги по прокату кинофильмов, оказываемые организациями, не относящимися к учреждениям культуры и искусства, не освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость и подлежат налогообложению в общеустановленном порядке (Письмо МНС России от 27.06.2003 N 03-2-06/4/1997/27-Ш310).

УФНС России по г. Москве в Письме от 28.09.2009 N 16-15/100505 разъяснило, что указанное в пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ освобождение предоставляется независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности учреждения.

Подтверждением принадлежности организации к учреждению культуры и искусства является присвоение организации соответствующего кода Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) (утв. Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст) (далее - ОКВЭД).

Суды зачастую доводы налоговых органов о том, что коммерческие организации, оказывающие услуги, указанные в пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, не вправе применять освобождение от НДС, признают неправомерными.

Так, ВАС РФ в Определении от 18.04.2008 N 5134/08 поддержал нижестоящие суды, которые, установив, что общество с ограниченной ответственностью в проверяемый период оказывало услуги, поименованные в пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, а именно осуществляло реализацию входных билетов на посещение аттракционов, культурно-массовых и зрелищно-развлекательных мероприятий, пришли к выводу, что оно имело право воспользоваться указанной льготой.

Кроме того, суды установили, что налогоплательщик осуществлял основной вид деятельности по коду ОКВЭД 92.72 "Прочая деятельность по организации отдыха и развлечений, не включенная в другие группировки", указав, что услуги по пользованию аттракционами включены в состав услуг парков (садов) культуры и отдыха группы "Услуги учреждений культуры".

По мнению ФАС Уральского округа, изложенному в Постановлении от 27.02.2007 N Ф09-879/07-С2, основаниями, с которыми закон связывает наличие у налогоплательщика права на применение льготы, предусмотренной пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, являются сфера применения и характер оказываемых услуг.

Выводы о возможности применения названной льготы налогоплательщиком, оказывающим услуги в сфере зрелищно-развлекательных мероприятий и организации аттракционов, независимо от его организационно-правовой формы и территории деятельности являются законными и обоснованными.

Как отмечено в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 26.07.2010 N А38-6687/2009, по смыслу ст. 149 НК РФ возможность применения плательщиком налога на добавленную стоимость спорной льготы связана не с организационно-правовой формой налогоплательщика, а со сферой применения и характером оказываемых им услуг, то есть с видом деятельности. Следовательно, любой налогоплательщик, который самостоятельно или через свои структурные подразделения осуществляет операции, освобожденные от налогообложения по данному налогу в соответствии с названной статьей, имеет право на льготу.

Как указал в Постановлении от 25.03.2010 N А19-18332/09 ФАС Восточно-Сибирского округа, по смыслу указанной выше нормы права возможность применения плательщиками налога на добавленную стоимость спорной льготы связывается не с организационно-правовой формой последних, а со сферой применения и характером оказываемых ими услуг, то есть с видом деятельности. При этом согласно пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ к реализации услуг в сфере культуры и искусства отнесена в том числе реализация налогоплательщиками входных билетов на посещение аттракционов в парках культуры и отдыха, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности.

Однако ранее в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.06.2008 N А19-689/08-30-Ф02-2624/08 (при этом Определением ВАС РФ от 21.08.2008 N 10741/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ) указано, что, поскольку налогоплательщик осуществляет свою деятельность через ООО, его неправомерно признать учреждением культуры, а значит, применение пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ им осуществлено неправомерно.

Законом N 235-ФЗ пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ изложен в новой редакции, согласно которой не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг, оказываемых некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства, к которым относятся:

услуги по предоставлению напрокат аудио-, видеоносителей из фондов некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства, звукотехнического оборудования, музыкальных инструментов, сценических постановочных средств, костюмов, обуви, театрального реквизита, бутафории, постижерских принадлежностей, культинвентаря, животных, экспонатов и книг; услуги по изготовлению копий в учебных целях и учебных пособий, фотокопированию, репродуцированию, ксерокопированию, микрокопированию с печатной продукции, музейных экспонатов и документов из фондов некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства; услуги по звукозаписи театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, по изготовлению копий звукозаписей из фонотек некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства; услуги по доставке читателям и приему у читателей печатной продукции из фондов библиотек; услуги по составлению списков, справок и каталогов экспонатов, материалов и других предметов и коллекций, составляющих фонд некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства; услуги по предоставлению в аренду сценических и концертных площадок другим некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства; услуги по распространению билетов, указанные в абз. 3 настоящего подпункта;

реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности;

реализация программ на спектакли и концерты, каталогов и буклетов.

К некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства, в целях настоящего подпункта относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона N 235-ФЗ данные изменения вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (опубликован в "Российской газете", N 159, 22.07.2011) и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость (согласно ст. 163 НК РФ налоговый период устанавливается как квартал).

Следовательно, с 01.10.2011 в пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ (в ред. Закона N 235-ФЗ) прямо указывается, что применять соответствующее освобождение вправе только некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в сфере культуры и искусства. С указанной даты коммерческие организации применять льготу, указанную в пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ (в ред. Закона N 235-ФЗ), не вправе в силу прямого указания закона.

Ю. М.Лермонтов

Советник государственной

гражданской службы РФ

3 класса

22.09.2011