Организация желает заключить договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности. С какой периодичностью должны проводиться органом местного самоуправления соответствующие торги?

Ответ: Периодичность проведения торгов на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции законодательством РФ не определена, и орган местного самоуправления вправе самостоятельно устанавливать, когда проводить торги, согласно принятому им локальному нормативному акту.

Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Частью 5.1 ст. 19 Закона N 38-ФЗ установлено, что заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.

Общие требования проведения торгов закреплены положениями Гражданского кодекса РФ (ст. ст. 447 - 449).

Представляется, что на основе общих положений о торгах орган местного самоуправления вправе принять локальный нормативный акт, в котором будут подробно изложены форма и процедура проведения торгов. При этом положения указанного локального нормативного акта не должны противоречить законодательству РФ, в частности ст. 17 "Антимонопольные требования к торгам" Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

В то же время исходя из анализа ч. 5.1 ст. 19 Закона N 38-ФЗ решение о предоставлении государственной или муниципальной собственности для размещения на ней рекламных конструкций относится к компетенции собственника данного имущества. Обязанность проводить торги на право установки рекламной конструкции или какая-либо периодичность для проведения таких торгов законодательством не установлена.

Таким образом, законодательством периодичность проведения торгов на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не определена и орган местного самоуправления вправе самостоятельно устанавливать, когда проводить торги, согласно принятому им локальному нормативному акту.

Д. В.Комаров

Счетная палата

Российской Федерации

22.09.2011