Благотворительные организации в гражданском законодательстве

(Кумаритова А. А.) ("Право и экономика", 2006, N 3) Текст документа

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ГРАЖДАНСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

А. А. КУМАРИТОВА

Кумаритова Анастасия Александровна Аспирантка Всероссийской государственной налоговой академии (ВГНА). Специалист по гражданскому праву, некоммерческим организациям. Родилась 5 ноября 1980 г. В 2003 г. окончила ВГНА. Вела добровольческую деятельность по предоставлению юридических и фактических услуг некоммерческим организациям в Ассоциации некоммерческих организаций здоровья, образования и культуры, Межрегиональной общественной организации инвалидов "ИНВАКОН". В 2004 - 2005 гг. - юрисконсульт ОАО "КонсультантПлюс - Новые технологии". Автор статьи "Бизнес под тенью благотворительности" (Бизнес-адвокат. 2005. N 17 (209)).

Значительную долю нагрузки в решении проблем социальной сферы берут на себя благотворительные организации. Это касается в первую очередь поддержки малообеспеченных и нуждающихся слоев населения: инвалидов, безработных, жертв репрессий, лиц, пострадавших в результате стихийных бедствий, национальных конфликтов, и т. д. В отличие от государственных структур с их бюрократическими издержками и недостаточностью финансирования, благотворительные организации способны быстро реагировать и оперативно оказывать помощь там, где она действительно необходима, и тем, кто в ней остро нуждается. Эти задачи сегодня в РФ успешно решают более 5 тыс. (столько зарегистрировано органами Минюста России на 1 января 2005 г.) только благотворительных организаций и фондов, созданных в организационно-правовых формах общественных объединений (организаций) <*>. -------------------------------- <*> См.: Россия в цифрах 2005: Краткий стат. сб. // Росстат. М., 2005.

Отсутствие в юридической литературе и в российском законодательстве (гражданском и налоговом) целостного представления об институте благотворительных организаций как социальном явлении делает необходимым анализ норм гражданского законодательства о благотворительных организациях с целью выделения и рассмотрения их как особых субъектов гражданско-правовых отношений, требующих соответствующего правового регулирования.

В современных условиях об актуальности и значимости социальной роли благотворительных организаций свидетельствует повышенное внимание законодателя к деятельности некоммерческих организаций, в том числе благотворительных. Об этом свидетельствует принятие Федерального закона от 10 января 2006 г. N 18-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", направленного на достижение благотворительными организациями их уставных целей. Принятые изменения коснулись, в основном, порядка создания, деятельности и государственной регистрации на территории РФ структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций и международных организаций (объединений), надзора и контроля за их деятельностью и деятельностью российских некоммерческих организаций, а также требований, предъявляемых к их учредителям, членам и участникам. Теперь иностранные и международные организации обязаны уведомлять о создании своих структурных подразделений - отделений, филиалов и представительств - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее - уполномоченный орган). Вместе с тем структурные подразделения иностранных и международных организаций, как и все российские некоммерческие организации, обязаны предоставлять уполномоченному органу сведения об объеме получаемых денежных средств и иного имущества от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства и о целях их расходования.

Определение понятия "благотворительная организация"

Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (далее - Федеральный закон о благотворительной деятельности) предусматривает общие квалифицирующие признаки благотворительных организаций, позволяющие идентифицировать их как именно благотворительные, когда не каждая некоммерческая организация может быть признана благотворительной, а лишь та, которая соответствует всем предусмотренным признакам. В соответствии со ст. 6 данного Закона под благотворительной организацией понимается неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных данным Законом благотворительных целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц. Из приведенного понятия "благотворительная организация" очевидно, что оно является общеродовым и предполагает наличие определенной совокупности форм некоммерческих организаций. Эти формы наделены установленными данным Законом правовыми признаками, позволяющими идентифицировать их в качестве благотворительных.

Благотворительные организации как тип <*> некоммерческих организаций

Благотворительные организации являются некоммерческими организациями, поэтому при анализе их гражданско-правовой конструкции применяются нормы действующего законодательства, которые регулируют правовое положение некоммерческих организаций. Так, в соответствии с п. 1 ст. 50 Гражданского кодекса РФ "юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации)". Из приведенного определения следует, что некоммерческие организации рассматриваются законодателем как антиподы коммерческих организаций, как внеэкономическая категория. Между тем правовая конструкция деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации, установленная ГК РФ, такова, что позволяет последним осуществлять предпринимательскую деятельность. Согласно абз. 2 п. 3 ст. 50 ГК РФ "некоммерческие организации могут заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это необходимо для их уставных целей". Таким образом, существует явное противоречие между этимологическим значением употребляемого понятия "некоммерческая организация" (т. е. организация, не ставящая своей целью извлечение прибыли) и правовым содержанием законодательной конструкции деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации в части разрешения последним осуществлять предпринимательскую деятельность, что искажает сущность понятия "некоммерческая организация" как правового явления. Следовательно, в употребляемое понятие "некоммерческая организация" законодатель вкладывает более широкий правовой смысл, который предполагает наряду с осуществлением деятельности, связанной с достижением основных целей, также и ведение предпринимательской деятельности, извлечение прибыли. Для полной характеристики такого квалифицирующего признака некоммерческих организаций, как запрет на распределение прибыли между их участниками, необходимо подробно остановиться на трактовке понятия "прибыль" в гражданском законодательстве. В ГК РФ понятие "прибыль" <*> рассматривается в непосредственной связи с предпринимательской деятельностью и является ее признаком и целью. Это дает основание некоторым исследователям считать, что запрет в отношении распределения прибыли некоммерческими организациями не распространяется на выручку тех некоммерческих организаций, которые не извлекают прибыли, т. е. не ведут предпринимательскую деятельность <**>. Действительно, в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон о некоммерческих организациях) в сферу данного запрета, например, не входят такие источники формирования имущества некоммерческой организации, как регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов), добровольные имущественные взносы, пожертвования. Тем не менее запрет для некоммерческих организаций на распределение полученной прибыли между участниками конкретизируется в п. 2 ст. 6 Федерального закона о благотворительной деятельности, в соответствии с которым "при превышении доходов благотворительной организации над ее расходами сумма превышения не подлежит распределению между ее учредителями (членами), а направляется на реализацию целей, ради которых эта благотворительная организация создана". Указанный Закон оперирует не понятием "прибыль", а понятием "доходы", которое, по нашему мнению, является более широким понятием, позволяющим рассматривать наряду с поступлениями от предпринимательской деятельности также и поступления от других разрешенных законом источников формирования имущества благотворительных организаций <***>. -------------------------------- <*> Согласно абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. <**> См.: Чернега О. А. Правовая модель благотворительности и благотворительных организаций: гражданско-правовой и социологический аспекты: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998. С. 140. Отметим, что понятие "выручка" автором употреблено ошибочно. Если под выручкой он имеет в виду все источники формирования имущества благотворительных организаций, то более точным понятием является "доход", потому что при определении всех источников формирования имущества Налоговый кодекс РФ оперирует понятием "доход", под которым ст. 41 признает "экономическую выгоду в денежной или натуральной форме". <***> Дело в том, что в налоговом законодательстве при определении налоговой базы по налогу на прибыль целевое финансирование и целевые поступления, которые в гражданском законодательстве рассматриваются в качестве всей совокупности источников формирования имущества благотворительных организаций, признаются доходом, но не подлежат налогообложению при условии, что они используются для достижения уставных целей (ст. 251 НК РФ).

Благотворительные организации как организации, создаваемые по инициативе частных лиц

Благотворительные организации не могут быть правительственными, т. е. государственными или муниципальными образованиями. В статье 8 Федерального закона о благотворительной деятельности содержится запрет для органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений выступать в качестве учредителей благотворительных организаций. Государственная корпорация, например, которая в соответствии со ст. 7.1 Федерального закона о некоммерческих организациях признается как "не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций", не может, следовательно, рассматриваться в качестве благотворительной организации. Некоторые авторы полагают, что Федеральный закон о некоммерческих организациях был специально дополнен Федеральным законом от 8 июля 1999 г. N 140-ФЗ "О внесении дополнения в Федеральный закон "О некоммерческих организациях", нормы которого закрепили правовое положение государственной корпорации с целью придания особого гражданско-правового статуса небанковской кредитной организации "Агентство по реструктуризации кредитных организаций" <*>. Другие критически относятся к появлению в системе некоммерческих организаций такой формы, как государственная корпорация, создаваемая исключительно на основе Федерального закона, без учредительных документов, которые предусмотрены ст. 52 ГК РФ <**>. -------------------------------- <*> См.: Козлова Н. В. Понятие и сущность юридического лица. Очерк истории и теории: Учеб. пособие. М.: Статут, 2003. С. 272. <**> См.: Суханов Е. А. Проблемы развития законодательства о коммерческих организациях // Хозяйство и право. 2002. N 5. С. 53.

Таким образом, в отличие от некоммерческих организаций, которые могут быть государственными, муниципальными юридическими лицами, благотворительные организации всегда создаются для реализации только частных интересов, а не государственных.

Влияние благотворительных целей и благотворительной деятельности на специфику правового положения благотворительных организаций

Благотворительные организации создаются для достижения предусмотренных ст. 2 Федерального закона о благотворительной деятельности благотворительных целей, а именно: социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы; содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращения социальных, национальных, религиозных конфликтов и т. д. Федеральный закон о благотворительной деятельности содержит исчерпывающий перечень благотворительных целей, которые при необходимости могут быть подвергнуты расширительному толкованию <*>. Поэтому создание благотворительных организаций для достижения не предусмотренных Законом благотворительных целей невозможно. -------------------------------- <*> Например, предусмотренную Федеральным законом о благотворительной деятельности цель благотворительной деятельности, касающейся социальной реабилитации безработных, нуждающихся в особой социальной защите, Закон г. Москвы от 5 июля 1995 г. N 11-46 "О благотворительной деятельности" конкретизировал и закрепил на региональном уровне в виде организации рабочих мест для увольняемых в запас военнослужащих и членов их семей, а также в виде содействия их профессиональному обучению, переобучению и трудоустройству.

Благотворительные цели определяют объем и содержание гражданской правоспособности благотворительных организаций. Принцип гражданской правоспособности благотворительных организаций закреплен в п. 1 ст. 49 ГК РФ, согласно которому "юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности". Как отмечают некоторые правоведы, "установление строго целевой (специальной) правоспособности для некоммерческих организаций юридических лиц обусловлено целями их создания, определенными учредителями" <*>. Специальная правоспособность влияет на возможность совершения благотворительной организацией разного рода сделок. Согласно ст. 173 ГК РФ сделки, совершенные благотворительной организацией с выходом за пределы ее специальной правоспособности, т. е. внеуставные сделки, признаются недействительными, если доказано, что другая сторона знала или заведомо должна была знать о незаконности сделки. Благотворительные цели определяют виды деятельности благотворительных организаций. -------------------------------- <*> См.: Козлова Н. В. Правосубъектность юридического лица. М.: Статут, 2005. С. 46.

Так, в соответствии со ст. 12 Федерального закона о благотворительной деятельности благотворительная организация вправе осуществлять благотворительную деятельность, деятельность по привлечению ресурсов и ведению внереализационных операций, предпринимательскую деятельность, а также учреждать хозяйственные общества, но с условием, что эта деятельность способствует или будет способствовать выполнению предусмотренных в ее учредительных документах благотворительных целей. При этом благотворительная деятельность, согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона о благотворительной деятельности, может быть направлена на достижение не только тех целей, ради которых создана соответствующая благотворительная организация, но и иных, предусмотренных в ст. 2 данного Закона благотворительных целей. Благотворительные организации для реализации предусмотренных выше целей осуществляют благотворительную деятельность, которая определяется в ст. 1 Федерального закона о благотворительной деятельности "как добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки". Таким образом, благотворительную деятельность могут осуществлять как граждане, так и юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации). Необходимо отметить, что в приведенном определении "благотворительной деятельности" понятие "бескорыстность" как правовой квалифицирующий признак благотворительной деятельности содержит в своем значении, помимо понятия "безвозмездность", понятие "на льготных условиях". Таким образом, содержание понятия "на льготных условиях" способствует утрате первоначального этимологического значения понятия "бескорыстность" и искажает правовую природу благотворительной деятельности. В современном законодательстве утрачиваются первоначальное значение и первоначальные признаки благотворительной деятельности. "К этим признакам относятся прежде всего добровольность, бескорыстие и избирательный характер благодеяний" <*>. В Федеральном законе благотворительная деятельность характеризуется "относительным бескорыстием" <**>. В связи с этим некоторые исследователи считают необходимым ввести в существующую в ГК РФ систему договорных обязательств договор о благотворительности для конкретизации льготных условий благотворительной деятельности. Аргументируют это тем, что договор дарения, разновидностью которого является договор о пожертвовании, представляет собой безвозмездную сделку, так что при наличии встречного удовлетворения обязательства, которое является льготным условием пожертвования, договор о пожертвовании не признается дарением. В этом смысле договор дарения имеет ограниченное действие, т. к. в нем нельзя определить режим благотворительных пожертвований "на льготных условиях". Под договором о благотворительности понимают договор, по которому "одна сторона (благотворитель) передает другой стороне (благополучателю) на льготных условиях (в том числе за символическую плату) вещь в собственность либо имущественное право к себе или к третьему лицу для использования вещи (реализации права) в благотворительных целях" <***>. -------------------------------- <*> Чернега О. А. Указ. соч. С. 126. <**> Термин принадлежит О. А. Чернеге. <***> Чернега О. А. Указ. соч. С. 128.

Эта позиция вызывает сомнения в части необходимости и целесообразности закрепления в системе договорных обязательств договора о благотворительности, потому что определение и условия данного договора не являются достаточно исключительными для рассмотрения его в качестве отдельного и самостоятельного договора гражданского права. Иллюстрацией данного положения может служить следующий пример: коммерческая организация устраивает распродажу товаров за символическую плату, и в качестве покупателей товара выступают и благотворительные организации. Возникающее при этом договорное обязательство по своей правовой природе является договором купли-продажи, а не новым видом договорных обязательств. Кроме того, льготный, т. е. возмездный, характер складывающихся гражданско-правовых отношений в сфере осуществления благотворительной деятельности ведет к возможному злоупотреблению этим правом его участниками, когда происходит прикрытие предпринимательской деятельности благотворительностью. Именно льготный характер благотворительной деятельности является причиной ужесточения налоговой политики государства в отношении благотворительных организаций. Поэтому мы предлагаем внести изменение в ст. 1 Федерального закона о благотворительной деятельности и изложить ее в следующей редакции: "Под благотворительной деятельностью следует понимать добровольную деятельность граждан и юридических лиц по безвозмездной передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, безвозмездному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки".

Направления совершенствования действующего законодательства о благотворительных организациях

В отличие от целей деятельности других некоммерческих организаций, например потребительских кооперативов, цель деятельности которых направлена на удовлетворение материальных и иных потребностей его участников, цели благотворительных организаций направлены на общество в целом или отдельных категорий лиц. Согласно ст. 5 Федерального закона о благотворительной деятельности все участники благотворительной деятельности, которые получают благотворительные пожертвования от благотворителей, помощь добровольцев, определяются как "благополучатели". Это понятие объединяет две категории лиц. В первую категорию входят лица, которые нуждаются в социальной поддержке и помощи: лица с ограниченными возможностями здоровья, которые в силу своих физических и интеллектуальных особенностей испытывают затруднения в реализации своих прав и законных интересов, а также лица, пострадавшие в результате стихийных бедствий, социальных, национальных конфликтов. Ко второй категории относятся лица всего государства или мирового сообщества, в отношении которых благотворительная деятельность осуществляется в целях профилактики и охраны здоровья, пропаганды здорового образа жизни, охраны окружающей природной среды и защиты животных; укрепления мира, дружбы и согласия между народами, предотвращения социальных, национальных конфликтов; содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры и т. д. Вместе с тем на региональном уровне был принят Закон г. Москвы "О благотворительной деятельности", в котором из числа благополучателей выделяются нуждающиеся лица - те, кто "не в состоянии удовлетворить собственными силами и деятельностью необходимые материальные и духовные потребности". Региональное законодательство, конкретизируя понятие "благополучатели", тем самым подчеркивает качественный подход в определении категорий граждан, в отношении которых осуществляется благотворительная деятельность. Именно такой правовой квалифицирующий признак, как направленность деятельности благотворительных организаций на общество в целом или на отдельные категории лиц, во-первых, дает основание российским экономистам делить некоммерческие организации на две категории: а) организации, ориентированные на взаимную пользу своих членов (взаимно полезные организации); б) организации, ориентированные на общественную пользу (общественно полезные организации) <*>; во-вторых, имеет важное значение для экономического обоснования предоставление общественно полезным организациям (благотворительным организациям) льгот по налогообложению, поскольку они занимаются предоставлением социально значимых благ. -------------------------------- <*> См.: Иванова И. Ю., Либоракина М. И., Толмасова А. К. Налогообложение российских некоммерческих организаций: теория и практика. М.: Московский общественный научный фонд; Институт экономики города; Ассоциация независимых центров экономического анализа; Клуб бухгалтеров и аудиторов некоммерческих организаций, 2004. С. 12.

Таким образом, рассмотрение правового института благотворительных организаций в гражданском законодательстве показывает, что нормы гражданского законодательства о благотворительных организаций имеют существенное расхождение с представлениями о благотворительности как социальном явлении, что отразилось на законодательном определении благотворительной деятельности, в котором понятие "бескорыстность" как правовой квалифицирующий признак благотворительной деятельности содержит в своем значении, помимо понятия "безвозмездность", также понятие "на льготных условиях". Именно понятие "на льготных условиях" указывает на возмездный характер складывающихся гражданско-правовых отношений в сфере осуществления благотворительной деятельности и ведет к возможному использованию форм благотворительных организаций для активного занятия предпринимательской деятельностью. Это, в свою очередь, свидетельствует о дисгармонизации гражданского и налогового законодательства, когда законодатель с целью пресечения злоупотреблений правом ужесточает налоговую политику в отношении благотворительных организаций. Вместо того чтобы стимулировать ее деятельность, он делает ее практически невозможной. Предложенные нами изменения в ст. 1 Федерального закона о благотворительных организациях позволят законодателю предоставлять значительные налоговые льготы данным организациям или полностью освобождать их от налогообложения. Эти предложения направлены на достижение социально значимых благ данными организациями и решают проблему злоупотребления правом - прикрытие предпринимательской деятельности благотворительностью. Масштабность социальных проблем, стоящих перед обществом, побуждает государство к стимулированию активности благотворительных организаций как института гражданского общества, призванного реализовывать гражданские инициативы в социальной сфере. А законодателю в этих условиях необходимо более тщательно подходить к определению гражданско-правового положения именно благотворительных организаций для того, чтобы создать наиболее благоприятные правовые, в том числе налоговые, условия для их деятельности.

Название документа