Подлежит ли обложению НДС реализация услуг по безвозмездному изготовлению и размещению социальной рекламы?

Ответ: Обложению НДС реализация услуг по безвозмездному изготовлению и размещению социальной рекламы:

- до 01.10.2011 - учитывая разъяснения Минфина России, не подлежит, если информация, содержащаяся в рекламе, направлена на достижение общественно полезных целей или обеспечение интересов государства;

- с 01.10.2011 - не подлежит при условии соблюдения требований пп. 32 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ.

Обоснование: В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Статья 149 НК РФ устанавливает перечень льготных операций, не облагаемых НДС.

Данная статья (в редакции, действующей до вступления в силу Федерального закона от 18.07.2011 N 235-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности" (далее - Закон N 235-ФЗ)) прямо не содержит указания на такую операцию, как реализация услуг по изготовлению и размещению социальной рекламы.

В соответствии с пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 235-ФЗ) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории Российской Федерации передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", за исключением подакцизных товаров.

Минфин России в Письме от 07.02.2011 N 03-07-07/01 разъяснил следующее.

На основании Федерального закона N 135-ФЗ благотворительная деятельность осуществляется в том числе в целях содействия деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы.

Согласно Федеральному закону от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом социальная реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

Учитывая изложенное, услуги по изготовлению и размещению рекламы Всемирного фонда природы, по мнению Минфина России, освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость при условии, что информация, содержащаяся в рекламе, направлена на достижение общественно полезных целей или обеспечение интересов государства.

Учитывая данные разъяснения, можно сделать вывод, что, если информация, содержащаяся в рекламе, направлена на достижение общественно полезных целей или обеспечение интересов государства, реализация услуг по безвозмездному изготовлению и размещению социальной рекламы освобождается от налогообложения на основании пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 235-ФЗ).

Законом N 235-ФЗ пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ изменен, установлено, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации передача товаров (выполнение работ, оказание услуг), передача имущественных прав безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом N 135-ФЗ, за исключением подакцизных товаров.

Одновременно Законом N 235-ФЗ п. 3 ст. 149 НК РФ дополнен пп. 32, согласно которому не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории Российской Федерации безвозмездное оказание услуг по производству и (или) распространению социальной рекламы в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.

Указанные в данном подпункте операции не подлежат налогообложению при соблюдении одного из следующих требований к социальной рекламе:

в социальной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность упоминания о спонсорах составляет не более трех секунд;

в социальной рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино - и видеообслуживании, продолжительность упоминания о спонсорах составляет не более трех секунд и такому упоминанию отведено не более 7 процентов площади кадра;

в социальной рекламе, распространяемой другими способами, на упоминание о спонсорах отведено не более 5 процентов рекламной площади (пространства).

Установленные данным подпунктом требования к упоминаниям о спонсорах не распространяются на упоминания в социальной рекламе об органах государственной власти, иных государственных органах и органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, о социально ориентированных некоммерческих организациях, а также о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона N 235-ФЗ данные изменения вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (опубликован в "Российской газете", N 159, 22.07.2011) и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость (согласно ст. 163 НК РФ налоговый период устанавливается как квартал).

Следовательно, с 01.10.2011 в ст. 149 НК РФ прямо устанавливается возможность применения освобождения от НДС в отношении безвозмездного оказания услуг по производству и (или) распространению социальной рекламы в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе при условии соблюдения требований пп. 32 п. 3 ст. 149 НК РФ.

Дополнительно отметим, что согласно п. 5 ст. 149 НК РФ налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные п. 3 данной статьи, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.

Ю. М.Лермонтов

Советник государственной

гражданской службы РФ

3 класса

21.09.2011