Подлежит ли обложению НДС реализация оказываемых по направлению органов службы занятости некоммерческой образовательной организацией услуг по повышению квалификации, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании?

Ответ: До 01.10.2011 с учетом мнения Минфина России не исключалась возможность обложения НДС реализации оказываемых по направлению органов службы занятости некоммерческой образовательной организацией услуг по повышению квалификации, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании.

С 01.10.2011 такая реализация не подлежит обложению НДС в силу прямой нормы законодательства.

Обоснование: В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Согласно пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Федерального закона от 18.07.2011 N 235-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности" (далее - Закон N 235-ФЗ)) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.

Реализация некоммерческими образовательными организациями товаров (работ, услуг) как собственного производства (произведенных учебными предприятиями, в том числе учебно-производственными мастерскими, в рамках основного и дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне подлежит налогообложению вне зависимости от того, направляется ли доход от этой реализации в данную образовательную организацию или на непосредственные нужды обеспечения развития, совершенствования образовательного процесса.

Пунктом 4 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 N 174, установлено, что образовательная деятельность, осуществляемая путем проведения разовых занятий различных видов (в том числе лекций, стажировок, семинаров) и не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании, деятельность по содержанию и воспитанию обучающихся и воспитанников, осуществляемая без реализации образовательных программ, а также индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не подлежат лицензированию.

Как разъяснил Минфин России в Письме от 27.08.2008 N 03-07-07/81, операции по реализации не подлежащих лицензированию услуг по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного процесса в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации, не освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость.

Исходя из изложенного на реализацию в том числе оказываемых некоммерческой образовательной организацией услуг по повышению квалификации, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании, освобождение, предусмотренное пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 235-ФЗ), не распространяется.

При этом каких-либо исключений применительно к тому, что услуги по повышению квалификации оказываются по направлению органов службы занятости, пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 235-ФЗ) не содержит.

Следует отметить, что в судебной практике (см., например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.06.2009 N А69-164/09-Ф02-2763/09) существует позиция, согласно которой доводы налогового органа о том, что право на льготу, указанную в соответствии с пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ, у налогоплательщика отсутствует, поскольку проводимые семинары оказаны по направлениям дополнительного образования, не указанным в лицензии, полученной в установленном порядке, а данная льгота может быть применена лишь при наличии лицензии, признаны неправомерными.

Законом N 235-ФЗ пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ изложен в новой редакции, согласно которой не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг в сфере образования, оказываемых некоммерческими образовательными организациями по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.

Реализация некоммерческими образовательными организациями товаров (работ, услуг) как собственного производства (произведенных учебными предприятиями, в том числе учебно-производственными мастерскими, в рамках основного и дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне подлежит налогообложению вне зависимости от того, направляется ли доход от этой реализации в данную образовательную организацию или на непосредственные нужды обеспечения развития, совершенствования образовательного процесса, если иное не предусмотрено НК РФ.

Одновременно п. 2 ст. 149 НК РФ дополнен пп. 14.1, согласно которому не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации, в частности, услуг по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, оказываемых по направлению органов службы занятости.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона N 235-ФЗ данные изменения вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (опубликован в "Российской газете", N 159, 22.07.2011) и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость (согласно ст. 163 НК РФ налоговый период устанавливается как квартал).

Следовательно, с 01.10.2011 в НК РФ прямо указывается, что реализация услуг по повышению квалификации, оказываемых по направлению органов службы занятости, освобождается от обложения НДС.

Ю. М.Лермонтов

Советник государственной

гражданской службы РФ

3 класса

21.09.2011