Учитываются ли в целях налогообложения прибыли расходы организации-рекламораспространителя, связанные с безвозмездным оказанием услуг по распространению в радиопрограммах социальной рекламы в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе?

Ответ: В целях налогообложения прибыли расходы организации-рекламораспространителя, связанные с безвозмездным оказанием услуг по распространению в радиопрограммах социальной рекламы в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе:

- до 01.01.2012 - не учитываются;

- с 01.01.2012 - учитываются при условии соблюдения требований к социальной рекламе, установленных пп. 32 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ (в данном случае продолжительность упоминания о спонсорах (за исключением упоминания в социальной рекламе об органах государственной власти, иных государственных органах и органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, о социально ориентированных некоммерческих организациях, а также о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи) должна составлять не более трех секунд).

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 данной статьи.

На основании п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам организации на рекламу в целях гл. 25 НК РФ относятся расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети.

Исходя из п. 16 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей, если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ.

В соответствии с п. 11 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) социальная реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

Социальная реклама регулируется ст. 10 Закона N 38-ФЗ.

Как разъяснил Минфин России в Письме от 26.12.2008 N 03-03-05/187, организации, осуществляющие телевизионную и радиовещательную деятельность и осуществляющие расходы, связанные с оказанием безвозмездно услуг по созданию и трансляции телевизионной и радиорекламы, не могут учитывать такие расходы в расходах для целей налогообложения прибыли организаций. Расходы заказчиков на социальную телевизионную и радиорекламу не могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли организаций.

Применяя подход финансового ведомства (по аналогии), можно прийти к выводу, что по смыслу гл. 25 НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Федерального закона от 18.07.2011 N 235-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности" (далее - Закон N 235-ФЗ)) расходы организации-рекламораспространителя, связанные с безвозмездным оказанием услуг по распространению в радиопрограммах социальной рекламы в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе, также не учитываются в целях налогообложения прибыли.

Законом N 235-ФЗ п. 1 ст. 264 НК РФ дополняется пп. 48.4, согласно которому к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщиков, связанные с безвозмездным оказанием услуг по изготовлению и (или) распространению социальной рекламы в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе. Указанные в настоящем подпункте расходы признаются для целей налогообложения при условии соблюдения требований к социальной рекламе, установленных пп. 32 п. 3 ст. 149 НК РФ.

Одновременно Законом N 235-ФЗ п. 3 ст. 149 НК РФ дополняется пп. 32, согласно которому не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации операции по безвозмездному оказанию услуг по производству и (или) распространению социальной рекламы в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.

Указанные в настоящем подпункте операции не подлежат налогообложению при соблюдении одного из следующих требований к социальной рекламе:

в социальной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность упоминания о спонсорах составляет не более трех секунд;

в социальной рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино - и видеообслуживании, продолжительность упоминания о спонсорах составляет не более трех секунд и такому упоминанию отведено не более 7 процентов площади кадра;

в социальной рекламе, распространяемой другими способами, на упоминание о спонсорах отведено не более 5 процентов рекламной площади (пространства).

Установленные настоящим подпунктом требования к упоминаниям о спонсорах не распространяются на упоминания в социальной рекламе об органах государственной власти, иных государственных органах и органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, о социально ориентированных некоммерческих организациях, а также о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона N 235-ФЗ данные изменения вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (опубликован в "Российской газете", N 159, 22.07.2011) и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на прибыль (согласно п. 1 ст. 285 НК РФ налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год).

Следовательно, с 01.01.2012 действует положение, согласно которому в целях налогообложения прибыли расходы организации-рекламораспространителя, связанные с безвозмездным оказанием услуг по распространению в радиопрограммах социальной рекламы в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе, учитываются при условии соблюдения требований к социальной рекламе, установленных пп. 32 п. 3 ст. 149 НК РФ (в данном случае продолжительность упоминания о спонсорах (за исключением упоминания в социальной рекламе об органах государственной власти, иных государственных органах и органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, о социально ориентированных некоммерческих организациях, а также о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи) должна составлять не более трех секунд).

Ю. М.Лермонтов

Советник государственной

гражданской службы РФ

3 класса

21.09.2011