Организация в течение двух лет не вела бухгалтерский учет и не представляла отчетность в налоговый орган. Вправе ли налоговый орган в этом случае расчетным путем определить суммы налогов, подлежащие уплате в бюджет? Правомерно ли применение налоговым органом такого метода определения сумм налогов (при этом, по мнению организации, при надлежащем ведении ею бухгалтерского учета суммы налогов могли быть значительно меньшими)?

Ответ: Наделение налоговых органов правом исчислять налоги расчетным путем вытекает из возложенных на них обязанностей по осуществлению налогового контроля в целях реализации основанных на Конституции Российской Федерации и законах общеправовых принципов налогообложения. Следовательно, если организация в течение двух лет не вела бухгалтерский учет и не представляла отчетность в налоговый орган, то налоговый орган в рассматриваемом случае вправе расчетным путем определить суммы налогов, подлежащие уплате в бюджет. При этом тот факт, что, по мнению организации, при надлежащем ведении учета суммы налогов могли быть значительно меньшими, на правомерность применения налоговым органом расчетного пути при определении сумм налогов не влияет, так как при расчетном методе начисления налогов достоверное исчисление налогов невозможно по объективным причинам.

Обоснование: В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Из пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ следует, что налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.

Следовательно, налоговый орган вправе в рассматриваемом случае расчетным путем определить суммы налогов, подлежащие уплате в бюджет (см. также Письмо Минфина России от 20.09.2007 N 03-02-08-12).

При этом также необходимо учитывать следующее.

Конституционный Суд РФ в Определении от 05.07.2005 N 301-О отметил, что согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная конституционная обязанность распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. НК РФ (ст. 52) устанавливает, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет подлежащую уплате сумму налога. В предусмотренных законом случаях обязанность исчислить соответствующий налог может быть возложена на налоговые органы, что не противоречит их задачам и предназначению. В целях надлежащего исчисления налогов законодательство о налогах и сборах предусматривает также, что налогоплательщик обязан вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, представлять налоговым органам и их должностным лицам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы, в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги. Наделение налоговых органов правом исчислять налоги расчетным путем вытекает из возложенных на них обязанностей по осуществлению налогового контроля в целях реализации основанных на Конституции Российской Федерации и законах общеправовых принципов налогообложения - всеобщности и справедливости налогообложения, юридического равенства налогоплательщиков, равного финансового бремени. Допустимость применения расчетного пути исчисления налогов непосредственно связана с обязанностью правильной, полной и своевременной их уплаты и обусловливается неправомерными действиями (бездействием) налогоплательщика. Поэтому сам по себе расчетный путь исчисления налогов при обоснованном его применении не может рассматриваться как ущемление прав налогоплательщиков.

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 22.06.2010 N 5/10 по делу N А45-15318/2008-59/444 отметил, что в соответствии с пп. 3, 8 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов. Это гарантирует налогоплательщику начисление налогов в том размере, в котором они подлежат начислению в соответствии с действующим налоговым законодательством. При расчетном методе начисления налогов достоверное исчисление налогов невозможно по объективным причинам. Налоги могут быть исчислены достоверно только при надлежащем оформлении учета доходов и расходов, в то время как применение расчетного метода предполагает исчисление налогов с той или иной степенью вероятности. Поэтому вывод о том, что исчисление налогов в ходе налоговой проверки не терпит приблизительности и не может быть основано на усредненных данных, противоречит самой сути расчетного метода исчисления налога.

Учитывая изложенное, налоговый орган в рассматриваемом случае вправе расчетным путем определить суммы налогов, подлежащие уплате в бюджет. При этом тот факт, что, по мнению организации, при надлежащем ведении учета суммы налогов могли быть значительно меньшими, на правомерность применения налоговым органом расчетного пути при определении сумм налогов не влияет, так как при расчетном методе начисления налогов достоверное исчисление налогов невозможно по объективным причинам.

П. С.Долгополов

Юридическая компания "Юново"

21.09.2011