О процедуре конкурсного производства, а также порядке выплаты заработной платы и выходных пособий бывшим работникам юридического лица, признанного банкротом

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 20 сентября 2011 г. N ОГ-Д06-1335

Департамент инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития России (далее - Департамент) в рамках своей компетенции рассмотрел обращение по вопросу возможной невыплаты заработной платы и выходных пособий бывшим работникам ОАО и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию.

Одновременно указанным Положением предусматривается, что Минэкономразвития России обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан в установленной сфере деятельности, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в срок, определенный законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем в компетенцию Минэкономразвития России не входят разъяснение законодательства Российской Федерации и осуществление контроля (надзора) в установленной сфере деятельности.

В связи с этим Департамент вправе лишь высказать свое мнение, которое не является обязательным для правоприменителей.

Обращаем внимание, что в соответствии со ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Согласно п. 1 ст. 131 Закона о банкротстве все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. В соответствии со ст. ст. 130, 139 Закона о банкротстве указанное имущество подлежит оценке и последующей продаже, при этом денежные средства, вырученные от продажи имущества должника, включаются в состав имущества должника.

Следует учитывать, что в соответствии с п. 2 ст. 133 Закона о банкротстве денежные средства должника, поступающие в ходе конкурсного производства, зачисляются на основной счет должника, с которого осуществляются выплаты кредиторам в порядке, предусмотренном ст. 134 Закона о банкротстве.

Также отмечаем, что в соответствии с п. 6 ст. 16 Закона о банкротстве требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер.

Требования о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, включаются в реестр требований кредиторов арбитражным управляющим или реестродержателем по представлению арбитражного управляющего, а исключаются только на основании вступивших в силу судебных актов.

Реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом.

В соответствии со ст. 134 Закона о банкротстве во вторую очередь из конкурсной массы производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.

При этом следует учитывать, что в соответствии с п. 2 ст. 142 Закона о банкротстве требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением случаев, предусмотренных Законом о банкротстве для удовлетворения обеспеченных залогом имущества должника требований кредиторов.

Также сообщаем, что в случае если требование о выплате заработной платы возникло после даты принятия заявления о признании должника банкротом, то в соответствии с п. 1 ст. 5 Закона о банкротстве данные требования являются текущими платежами и согласно п. 2 ст. 5 Закона о банкротстве требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.

В соответствии с п. 2 ст. 136 Закона о банкротстве, в случае если должником в период после вынесения определения о принятии арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом и открытия конкурсного производства не в полном объеме выполнены обязательства по оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, суммы, не выплаченные до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, подлежат удовлетворению в составе текущих требований.

В соответствии с п. 1 ст. 134 Закона о банкротстве вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом.

В соответствии с сообщениями, опубликованными в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (www. fedresurs. ru) от 25 июля 2011 г. и 8 сентября 2011 г., о результатах проведения открытых торгов открытые торги по продаже имущества ОАО от 16 июля 2011 г. и 31 августа 2011 г. признаны состоявшимися.

Также отмечаем, что в соответствии со ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

Учитывая изложенное, Департамент считает, что если заявитель не согласен с результатами открытых торгов по продаже имущества, то в соответствии со ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации он вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Заместитель директора Департамента

инновационного развития и

корпоративного управления

Д. В.СКРИПИЧНИКОВ

20.09.2011