Вправе ли организация учитывать в целях налога на прибыль расходы, понесенные по гражданско-правовому договору, заключенному со специализированной организацией для выполнения работ по специальной оценке условий труда?

Ответ: Организация вправе учитывать в целях налога на прибыль расходы, понесенные по гражданско-правовому договору, заключенному со специализированной организацией для выполнения работ по специальной оценке условий труда, в составе прочих расходов при условии надлежащего документального подтверждения данных расходов.

Обоснование: На основании п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, расходы на гражданскую оборону в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ) специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Согласно ч. 2 ст. 3 Закона N 426-ФЗ по результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

Как следует из п. 1 ч. 2 ст. 4 Закона N 426-ФЗ, работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ.

В силу ч. 1 ст. 8 Закона N 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

Частью 2 ст. 8 Закона N 426-ФЗ закреплено, что специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям ст. 19 Закона N 426-ФЗ и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.

На основании ч. 1 ст. 28 Закона N 426-ФЗ данный Закон вступил в силу с 01.01.2014.

В связи с принятием Закона N 426-ФЗ в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в частности в Трудовой кодекс РФ, Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" внесены изменения, вступающие в силу также с 01.01.2014 (ч. 1 ст. 15 данного Закона).

Статьей 212 ТК РФ в новой редакции установлено, что работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Исходя из изложенного с 01.01.2014 вместо аттестации рабочих мест по условиям труда введена специальная оценка условий труда. При этом для проведения специальной оценки условий труда необходимо привлечение на основании гражданско-правового договора работодателем специализированной организации или нескольких организаций (положения об организациях, проводящих специальную оценку условий труда, содержатся в гл. 3 Закона N 426-ФЗ).

Таким образом, несение расходов на проведение специальной оценки условий труда предусмотрено законодательством РФ (Законом N 426-ФЗ и ТК РФ), поэтому организация с 01.01.2014 вправе учитывать такие расходы в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ при условии их надлежащего документального подтверждения.

Изложенный в Письме ФНС России от 06.09.2011 N ЕД-4-3/14453@ вывод о том, что в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, могут быть включены затраты на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, по нашему мнению, применим и к расходам на проведение специальной оценки условий труда.

Е. В.Соснов

Советник государственной

гражданской службы РФ

1 класса

18.03.2014