Каков порядок определения налоговой базы по НДС при реализации на территории РФ имущества и имущественных прав должников, признанных банкротами в соответствии с законодательством РФ? У каких лиц в данном случае возникают обязанности налогового агента?
Ответ: В настоящее время налоговая база при реализации на территории РФ имущества и имущественных прав должников, признанных банкротами в соответствии с законодательством РФ, определяется исходя из цены реализуемого имущества, определяемой с учетом положений ст. 40 Налогового кодекса РФ, то есть на основании принципов определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения, с учетом акцизов (для подакцизных товаров). В этом случае налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества. ФНС России разъяснила, что по всем операциям, связанным с реализацией имущества должника, признанного по решению суда банкротом, конкурсный управляющий признается налоговым агентом.
Учитывая изменения, внесенные в НК РФ Федеральным законом от 19.07.2011 N 245-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 245-ФЗ), с 01.10.2011 при реализации на территории РФ имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством РФ банкротами, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этого имущества с учетом налога. Налоговыми агентами в рассматриваемых случаях признаются покупатели указанного имущества и (или) имущественных прав (за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями). Налоговая база определяется ими отдельно по каждой операции по реализации указанного имущества. Налоговые агенты исчисляют и уплачивают налог на добавленную стоимость следующим образом: исчисляют расчетным методом, удерживают его из выплачиваемых доходов и уплачивают в бюджет соответствующую сумму.
Обоснование: В соответствии с п. 4 ст. 161 НК РФ при реализации на территории РФ конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда (в том числе при проведении процедуры банкротства в соответствии с законодательством РФ), бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству, налоговая база определяется исходя из цены реализуемого имущества (ценностей), определяемой с учетом положений ст. 40 НК РФ, то есть на основании принципов определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения, с учетом акцизов (для подакцизных товаров). В этом случае налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества.
На основании п. 1 ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.
Статья 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) определяет несостоятельность (банкротство) как признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
В силу п. 1 ст. 6 Закона N 127-ФЗ дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом.
В соответствии с п. 1 ст. 53 Закона N 127-ФЗ решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства принимается в случаях установления признаков банкротства должника, предусмотренных ст. 3 Закона N 127-ФЗ, при отсутствии оснований для оставления заявления о признании должника банкротом без рассмотрения, введения финансового оздоровления, внешнего управления, утверждения мирового соглашения или прекращения производства по делу о банкротстве.
Согласно ст. 2 Закона N 127-ФЗ конкурсный управляющий - это арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных Законом N 127-ФЗ полномочий.
При принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего в порядке, предусмотренном ст. 45 Закона N 127-ФЗ, о чем выносит определение. Указанное определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано (п. 1 ст. 127 Закона N 127-ФЗ).
Конкурсный управляющий действует до даты завершения конкурсного производства или прекращения производства по делу о банкротстве (п. 2 ст. 127 Закона N 127-ФЗ).
Одним из последствий открытия конкурсного производства, закрепленных п. 1 ст. 126 Закона N 127-ФЗ, является возможность предъявления всех требований кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иных имущественных требований, за исключением текущих платежей, указанных в п. 1 ст. 134 Закона N 127-ФЗ, и требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности только в ходе конкурсного производства.
На основании п. 1 ст. 139 Закона N 127-ФЗ в течение месяца с даты окончания инвентаризации и оценки предприятия должника, имущества должника конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения предложения о продаже имущества должника, включающие в себя сведения о составе имущества, о сроках его продажи, о форме торгов (аукцион или конкурс), об условиях конкурса (в случае если продажа имущества в соответствии с законодательством РФ осуществляется путем проведения конкурса), о форме представления предложений о цене имущества, о начальной цене его продажи, о средствах массовой информации и сайтах в сети Интернет, где предлагается соответственно опубликовать и разместить сообщение о продаже имущества, о сроках опубликования и размещения указанного сообщения. В случае если в течение двух месяцев с даты представления конкурсным управляющим собранию кредиторов или в комитет кредиторов предложений о продаже имущества представленные предложения не утверждены собранием кредиторов или комитетом кредиторов, конкурсный управляющий вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об утверждении предложений о продаже имущества.
Как предусматривает п. 3 ст. 139 Закона N 127-ФЗ, после проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к его продаже.
Минфин России в Письме от 11.06.2009 N 03-07-11/155 разъясняет, что, поскольку органы и иные лица, уполномоченные осуществлять реализацию имущества, предусмотренного п. 4 ст. 161 НК РФ, не являются налогоплательщиками-должниками, а выполняют обязанности налоговых агентов и предъявляют покупателям имущества для оплаты соответствующую сумму налога на добавленную стоимость, указанные лица, в том числе конкурсные управляющие, при реализации этого имущества должны перечислять в бюджет налог на добавленную стоимость в соответствии с НК РФ. При этом права соответствующих налогоплательщиков-должников и их кредиторов, по мнению Минфина России, не нарушаются, поскольку налог на добавленную стоимость уплачивается в бюджет за счет средств покупателей имущества.
ФНС России по вопросу уплаты налога на добавленную стоимость налоговыми агентами в отношении имущества, реализуемого в ходе проведения процедуры банкротства, в Письме от 27.10.2010 N ШС-37-3/14250@ сообщила, что в силу положений Закона N 127-ФЗ реализация имущества должника производится в ходе конкурсного производства на основании и во исполнение решения суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Также ФНС России пояснила, что на основании п. 1 ст. 139 Закона N 127-ФЗ процедура реализации имущества осуществляется в следующем порядке:
- утверждением собранием кредиторов или комитетом кредиторов порядка, сроков и условий продажи имущества должника;
- вынесением определения арбитражного суда об утверждении порядка, сроков и условий продажи данного имущества (в случае когда данная процедура не утверждена собранием кредиторов или комитетом кредиторов).
С учетом изложенного положения п. 4 ст. 161 НК РФ распространяются на все операции по реализации имущества должника, реализуемого в ходе конкурсного производства, независимо от процедуры продажи данного имущества (то есть независимо от того, кем утвержден порядок продажи данного имущества - собранием кредиторов (или комитетом кредиторов) либо определением арбитражного суда).
В связи с этим конкурсный управляющий признается налоговым агентом по всем операциям, связанным с реализацией имущества должника, признанного по решению суда банкротом.
Внесенные пп. "а" и "б" п. 10 ст. 2 Закона N 245-ФЗ в п. 4 ст. 161 НК РФ изменения исключили из общего правила определения налоговой базы налоговыми агентами при реализации на территории РФ конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда, иных названных в п. 4 ст. 161 НК РФ ценностей особенности определения налоговой базы при реализации на территории РФ имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством РФ банкротами, предусмотрев в п. 4.1 ст. 161 НК РФ для такой ситуации специальные правила.
Пунктом 4.1 ст. 161 НК РФ предусмотрено, что при реализации на территории РФ имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством РФ банкротами, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждой операции по реализации указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели указанного имущества и (или) имущественных прав, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
На основании п. 1 ст. 4 Закона N 245-ФЗ данный Закон вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением положений, для которых ст. 4 Закона N 245-ФЗ установлены иные сроки вступления их в силу, то есть 01.10.2011.
Следовательно, с 01.10.2011 при реализации на территории РФ имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством РФ банкротами, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этого имущества с учетом налога. Налоговыми агентами в рассматриваемых случаях признаются не органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества, а покупатели указанного имущества и (или) имущественных прав (за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями). Налоговая база определяется ими отдельно по каждой операции по реализации указанного имущества. Налоговые агенты исчисляют и уплачивают налог на добавленную стоимость следующим образом: исчисляют расчетным методом, удерживают его из выплачиваемых доходов и уплачивают в бюджет соответствующую сумму.
Ю. М.Лермонтов
Советник государственной
гражданской службы РФ
3 класса
20.09.2011