Организацией получен 26.02.2014 по почте акт камеральной налоговой проверки по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за III квартал 2011 г. Согласно данному документу плательщика предлагается привлечь к ответственности за несвоевременное представление налоговой отчетности по ст. 119 НК РФ. Организация не отрицает того факта, что указанная декларация была представлена несколькими днями позже установленного срока. Однако от налогового органа до настоящего времени не поступало никакой устной или письменной информации по поводу намерения передачи акта

Полученный организацией акт датирован 03.02.2012; проверка декларации проведена в период с 25.10.2011 по 25.01.2012; дата отправки документа инспекцией - 20.02.2014. Правомерны ли действия налогового органа?

Ответ: Если организацией получен 26.02.2014 по почте акт камеральной налоговой проверки по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за III квартал 2011 г., который составлен 03.02.2012 (проверка декларации проведена в период с 25.10.2011 по 25.01.2012), а дата отправки документа инспекцией - 20.02.2014, то налоговыми органами был нарушен установленный срок направления акта, однако при условии получения акта в срок, достаточный для соблюдения существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки, нарушение срока направления документа инспекцией само по себе не может быть основанием для отмены решения налогового органа.

Обоснование: Согласно ст. 346.30 Налогового кодекса РФ налоговым периодом по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности признается квартал. В соответствии с п. 3 ст. 346.32 НК РФ налоговая декларация по данному платежу подлежит представлению плательщиком в налоговый орган не позднее двадцатого числа первого месяца следующего налогового периода, то есть по итогам III квартала 2011 г. - не позднее 20.10.2011. В рассматриваемом случае имело место нарушение указанного срока на 3 дня, дата фактического представления - 25.10.2011.

Отметим, что в рассматриваемой ситуации является соблюденным срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Согласно ст. 113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения по ст. 119 НК РФ, если со дня его совершения и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли 3 года (срок давности). Применительно к предложенному примеру окончание срока давности приходится на октябрь 2014 г.

Касательно вопроса соблюдения срока направления акта следует обратить внимание на следующее.

В соответствии с п. 5 ст. 100 НК РФ акт налоговой проверки в течение 5 дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем). В случае уклонения плательщика (его представителя) от получения документа этот факт отражается в акте и он направляется по почте заказным письмом по месту нахождения лица. При этом дата вручения акта определяется как шестой день, считая с даты отправки заказного письма.

На вступившую в силу с 01.01.2009 обязанность передачи акта в установленный пятидневный срок указано, в частности, в Письме Минфина России от 22.12.2008 N 03-02-07/1-529.

Согласно п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" вследствие неустановления положениями ст. 100 НК РФ специального срока для направления акта по почте данное действие должно быть совершено налоговым органом также в пределах пяти дней со дня составления акта.

В рассматриваемом примере имеет место нарушение сроков направления акта (фактическая дата отправки - 20.02.2014) более чем на 2 года.

В соответствии с п. 14 ст. 101 НК РФ основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности является нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. К таковым относятся: обеспечение возможности плательщика участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя; обеспечение возможности плательщика представить объяснения. Основанием для отмены решения могут быть признаны иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если они привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Таким образом, при условии получения акта в срок, достаточный для соблюдения существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки, нарушение срока направления документа инспекцией само по себе не может быть основанием для отмены решения налогового органа, поскольку к вышеперечисленным нарушениям не относится. Подобным подходом руководствуется судебный орган, в частности, в Постановлении ФАС Уральского округа от 17.04.2013 N Ф09-2470/13 при оценке влияния допущенных налоговым органом нарушений на возможность отмены принятого по итогам рассмотрения акта решения.

Отметим, что на сегодняшний день законодательно не предусмотрено наложение санкций на налоговый орган вследствие нарушения срока вручения (представления) акта проверки.

Е. А.Игнатенко

ООО "КОМПЬЮТЕР ИНЖИНИРИНГ"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

18.03.2014