Каков порядок проведения проверок по применению ККТ? Нужно ли при каждой проверке составлять акт и вносить запись в контрольный журнал о том, что была проведена проверка? Какие документы должен предъявлять проверяющий налоговый инспектор?

Ответ:

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

ПО Г. МОСКВЕ

ПИСЬМО

от 16 сентября 2011 г. N 17-26/089973

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) ККТ, включенная в государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику, установлены ст. 5 Закона N 54-ФЗ и включают, в частности:

- обязанность выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные ККТ кассовые чеки;

- обязанность обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением ККТ, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку, беспрепятственный доступ к соответствующей ККТ.

Согласно п. 1 ст. 7 Закона N 54-ФЗ и ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" контроль за применением контрольно-кассовой техники возложен на налоговые органы, которые:

- осуществляют контроль за соблюдением Закона N 54-ФЗ и полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

- проверяют документы, связанные с применением ККТ, получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок;

- проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;

- налагают штрафы в случаях и порядке, которые установлены КоАП РФ, на организации и индивидуальных предпринимателей, которые нарушают требования Закона N 54-ФЗ.

Наряду с этим налоговые органы в своей работе уделяют внимание предупреждению и недопущению правонарушений, связанных с практическим применением контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случае продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Проверка соблюдения законодательства о применении ККТ производится на основании поручения на проверку, выданного и зарегистрированного налоговым органом и подписанного на уровне управления руководителем (заместителем руководителя) управления, на уровне инспекций ФНС России по г. Москве - начальником (заместителем начальника) инспекции. Поручение на проверку является внутренним документом налогового органа и служит для надлежащего контроля за действиями должностных лиц, осуществляющих контрольные мероприятия.

В поручении на проверку указываются дата проверки, Ф. И.О. проверяющих, местонахождение проверяемых объектов. Проверяющие предъявляют руководителю и (или) другому должностному лицу организации (индивидуальному предпринимателю) поручение налогового органа, документы, удостоверяющие их личность (должность).

Проверка соблюдения организациями и индивидуальными предпринимателями требований Закона N 54-ФЗ может проводиться как в присутствии, так и в отсутствие руководителя (законного представителя) проверяемой организации или индивидуального предпринимателя.

Проверки проводятся следующими методами:

- визуальный контроль (наблюдение) проверяющими за продажей товаров (оказанием услуг, проведением работ) покупателям (клиентам) с привлечением свидетелей, понятых для подтверждения реализации товара, выполнения работ и оказания услуг;

- приобретение проверяющими товаров в личное пользование;

- приобретение товаров сотрудниками органов, наделенных правом контрольной закупки, участвующих в проведении проверки, с последующим оформлением соответствующего акта.

По результатам визуального наблюдения проверяющими за соблюдением правил применения ККТ при продаже товаров (оказании услуг, выполнении работ) делается предварительная оценка исполнения Закона N 54-ФЗ при наличных денежных расчетах на конкретном объекте.

Особое внимание обращается на применение ККТ, а также на выдачу кассового чека. С согласия покупателей в отдельных случаях просматриваются выданные им чеки на предмет проверки правильности отпечатывания на чеке уплаченной суммы, других обязательных реквизитов. При необходимости с согласия граждан берутся свидетельские показания.

Налоговые инспекторы при проверке производят покупку товаров (заказывают услугу, работу) как обычные покупатели (клиенты) или привлекают для проведения проверки лиц, которые будут являться свидетелями административного правонарушения.

Однократного нарушения требований Закона N 54-ФЗ достаточно для оформления акта о нарушении действующего законодательства (а в случае установления факта неприменения ККТ - акта, протоколов об административном правонарушении или определения о возбуждении административного расследования).

В акте и протоколах отражаются все факты нарушения и связанные с ними обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного решения по результатам проверки.

Начальником ИФНС рассматриваются материалы проверки, и по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление о назначении административного наказания.

Административный штраф должен быть уплачен юридическим лицом, должностным лицом (индивидуальным предпринимателем), привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении 30 дней должностное лицо, вынесшее постановление о привлечении лица к административной ответственности, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Законом N 54-ФЗ и другими правовыми нормативными актами по применению контрольно-кассовой техники не регламентирована периодичность проверок.

Проверки, проводимые налоговыми органами в отношении применения контрольно-кассовой техники, являются плановыми и не носят характер налоговой проверки, так как не связаны с контролем за правильностью уплаты налогов налогоплательщиками. Таким образом, у проверяющих отсутствует обязанность записывать в журнале учета мероприятий по контролю организации.

Заместитель

руководителя Управления

советник государственной

гражданской службы РФ

1 класса

В. А.НОСЕНКОВ

16.09.2011