Налоговым органом в отношении организации была приостановлена выездная налоговая проверка в связи с необходимостью истребования у ее контрагента документов. При этом в решении о приостановлении выездной налоговой проверки налоговый орган не указал информацию относительно лица, у которого планируется истребовать документы. Является ли отсутствие в решении о приостановлении проведения выездной налоговой проверки информации относительно лица, у которого планируется истребовать документы, нарушением, влекущим признание данного решения недействительным в судебном порядке?

Ответ: В случае когда налоговым органом в отношении организации была приостановлена выездная налоговая проверка в связи с необходимостью истребования у ее контрагента документов и при этом в решении о приостановлении выездной налоговой проверки налоговый орган не указал информацию относительно лица, у которого планируется истребовать документы, отсутствие в решении о приостановлении проведения выездной налоговой проверки информации относительно лица - контрагента, у которого планируется истребовать документы, не является нарушением, влекущим признание данного решения недействительным в судебном порядке.

Обоснование: Так, согласно пп. 2 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.

Согласно п. 4 ст. 89 НК РФ предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

В соответствии с п. 9 ст. 89 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

1) истребования документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ;

2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;

3) проведения экспертиз;

4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

В соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку (п. 9 ст. 89 НК РФ).

Форма решения о приостановлении проведения выездной налоговой проверки утверждена в Приложении 1 к Приказу ФНС России от 06.03.2007 N ММ-3-06/106@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий" (далее - Приказ ФНС России).

Согласно данной форме в решении о приостановлении проведения выездной налоговой проверки должно содержаться указание на наименование, ИНН, КПП организации, а также ИНН, Ф. И.О. физического лица в случае приостановления выездной налоговой проверки по основанию, указанному в пп. 1 п. 9 ст. 89 НК РФ, то есть в связи с истребованием документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ.

Вместе с тем Приказ ФНС России, определяя в форме решения о приостановлении проведения выездной налоговой проверки необходимость указания в нем информации относительно лиц, у которых должны быть истребованы документы (информация) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ, не содержит разъяснений относительно последствий отсутствия данной информации в решении.

В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт органов, осуществляющих публичные полномочия, не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" отмечено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным является одновременно как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Таким образом, решение налогового органа о приостановлении проведения выездной налоговой проверки может быть признано судом недействительным только в случае несоответствия его закону или иному нормативному правовому акту при одновременном нарушении данным решением прав и законных интересов заявителя.

ФАС Северо-Западного округа, к примеру, в Постановлении от 19.11.2010 по делу N А05-4432/2010 признал обоснованным вывод суда первой инстанции относительно того, что отсутствие в решениях о приостановлении проведения выездной налоговой проверки указания на лиц, у которых были истребованы документы, не является безусловным основанием к отмене оспариваемых решений и доказательством злоупотребления со стороны налогового органа при осуществлении права на приостановление проверки, поскольку не привело к чрезмерному вмешательству в хозяйственную деятельность организации.

ФАС Уральского округа в Постановлении от 11.10.2010 N Ф09-8323/10-С3 отметил, что ст. 89 НК РФ, предоставляющая руководителю (заместителю руководителя) налогового органа право приостановить проведение выездной налоговой проверки, не требует обязательного указания в решении о приостановлении мотивов перечня лиц, которым будут направляться запросы.

Также ФАС Центрального округа в Постановлении от 26.05.2009 по делу N А36-2943/2008 счел обоснованным отклонение судами нижестоящих инстанций доводов организации о том, что в решении о приостановлении проверки не указаны наименования контрагента или иного лица, у которого планируется истребование информации, что, по мнению организации, является нарушением, влекущим признание данного ненормативного акта незаконным.

Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, считаем, что отсутствие в решении о приостановлении проведения выездной налоговой проверки информации относительно лица - контрагента, у которого планируется истребовать документы, не является нарушением, влекущим признание данного решения недействительным в судебном порядке.

А. В.Шаталов

Юридическая компания "Юново"

16.09.2011