Некоторые вопросы реорганизации акционерных обществ
(Соцкова А. В.) ("Юридический мир", 2006, N 1) Текст документаНЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РЕОРГАНИЗАЦИИ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ
А. В. СОЦКОВА
Соцкова А. В., аспирантка юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, кафедра предпринимательского права.
Исследование российского гражданского законодательства показывает, что до принятия Гражданского кодекса РФ 1994 г. было довольно сложно говорить о законодательном регулировании процесса реорганизации юридических лиц.
Основополагающие правовые акты в сфере гражданских правоотношений (Гражданский кодекс РСФСР 1964 г., Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" 1990 г. и Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г.) скорее констатировали наличие данного института, нежели регулировали охватываемые им отношения. ГК РСФСР 1964 г. посвятил вопросам реорганизации лишь три короткие статьи (ст. 37, 38, 39). Причем реорганизация юридических лиц, наряду с их ликвидацией, рассматривалась исключительно как способ прекращения юридического лица (ст. 37). Соответственно, законодатель до 1990 года говорил только о трех формах реорганизации - о слиянии, разделении и присоединении. Повышенное внимание к институту реорганизации в начале 90-х годов было обусловлено известными экономическими процессами, активным развитием предпринимательства и началом приватизации государственного имущества. Впервые нормативное закрепление получают такие виды реорганизации, как выделение и преобразование (ст. 37 Закона "О предприятиях и предпринимательской деятельности"), - как покажет дальнейшая практика, наиболее востребованные в процессе приватизации. Совершенно неожиданные представления о реорганизации отразились в Положении об акционерных обществах <*>, утвержденном практически одновременно с вступлением в силу Закона "О предприятиях и предпринимательской деятельности". Положение не упоминало о существовании такой формы реорганизации, как присоединение, включая его в понятие "слияние", которому был посвящен п. 145. В этом пункте дается необычное описание слияния: "Слияние осуществляется путем объединения контрольных пакетов с последующей конверсией акций либо путем изъятия акций одного общества с эквивалентной заменой акциями другого общества и консолидацией балансов". -------------------------------- <*> Утверждено Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 601.
Следующим за ними нормативным актом, включавшим положения о реорганизации, были Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г. <*> Они предусматривали пять форм реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование (ст. 16). -------------------------------- <*> Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г. N 2211-1 (Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. N 26. Ст. 733).
Однако, несмотря на заметный прогресс в развитии проблем реорганизации, связанный с принятием ГК РФ 1994 года и ряда специальных актов (Федеральных законов "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью"), процесс формирования правового института реорганизации юридических лиц вряд ли можно считать завершенным. Институт реорганизации особенно интенсивно развивается в последнее время, когда активизировались экономические отношения с участием самостоятельных субъектов, а также увеличилось число организационно-правовых форм, в рамках которых юридические лица могут осуществлять свою деятельность. Акционерные общества - одна из наиболее распространенных форм коммерческих организаций, поэтому правовое регулирование их деятельности имеет большое значение. Реорганизация акционерного общества определяет его "судьбу" в гражданском обороте и затрагивает права и законные интересы всех лиц, имеющих к нему отношение, - учредителей (участников), работников и кредиторов. Поэтому нормы о реорганизации должны детально регулировать процедуру реорганизации и в максимальной степени обеспечивать защиту прав указанных лиц. В настоящее время правовое регулирование реорганизации акционерного общества осуществляется Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах), Федеральным законом "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)" и Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц". В силу п. п. 3 и 4 ст. 1, п. 1 ст. 15 Закона об акционерных обществах особенности реорганизации акционерных обществ в сферах банковской, инвестиционной, страховой деятельности, акционерных обществ, созданных на базе реорганизованных сельскохозяйственных предприятий, а также акционерных обществ - субъектов естественных монополий, более 25 процентов акций которых закреплено в федеральной собственности, должны определяться отдельными федеральными законами. Реорганизация акционерного общества - частный случай реорганизации юридического лица. Действующее законодательство не содержит определения реорганизации юридического лица. Однако и большинство ранее действовавших законов и подзаконных нормативных актов, регламентировавших вопросы, связанные с правовым статусом юридических лиц, также не давали определения реорганизации, ограничиваясь установлением ее разновидностей и органа, уполномоченного принимать решение о ее проведении. В то же время в ряде нормативных актов реорганизация, как и ликвидация, рассматривалась как способ прекращения юридического лица <*>. -------------------------------- <*> Статья 37 Гражданского кодекса РСФСР 1964 г.; ст. 37 Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. "О предприятиях и предпринимательской деятельности"; п. 25 Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 19 июня 1990 года.
Гражданским кодексом РФ также определены лишь общие моменты, относящиеся к реорганизации любых юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы. Так, Кодекс устанавливает формы реорганизации и круг лиц, имеющих право принимать решение о ее проведении, определяет момент завершения реорганизации, а также порядок оформления правопреемства и гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации. Закон об акционерных обществах также не дает определения реорганизации, однако называет четыре из пяти форм реорганизации (слияние, выделение, разделение и преобразование) в качестве способов создания акционерного общества (ст. 8). При этом согласно п. 4 ст. 57 ГК РФ и п. 4 ст. 15 Закона об акционерных обществах четыре из пяти форм реорганизации (слияние, присоединение, разделение и преобразование) предполагают прекращение реорганизуемого акционерного общества. Таким образом, три формы реорганизации (слияние, разделение и преобразование) предусматривают прекращение действующего юридического лица и создание нового - его правопреемника, в то время как присоединение влечет только прекращение присоединяемого субъекта, а выделение - только создание нового юридического лица <*>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Статья Г. С. Шапкиной "Новое в российском акционерном законодательстве (изменения и дополнения Федерального закона "Об акционерных обществах")" включена в информационный банк согласно публикации - Экономика и жизнь, 2002. ------------------------------------------------------------------ <*> Шапкина Г. С. Новое в российском акционерном законодательстве (изменения и дополнения Федерального закона "Об акционерных обществах") // Вестник ВАС РФ. 2002. N 2. С. 64.
Следовательно, невозможно говорить о создании и прекращении юридических лиц как об определяющих признаках реорганизации, поскольку они свойственны не всем ее формам, хотя в юридической литературе до сих пор встречается определение реорганизации как способа прекращения юридического лица <*>. -------------------------------- <*> Долинская В. В. Акционерное право. М., 1997. С. 225; Телюкина М. В. Прекращение деятельности юридических лиц // Субъекты гражданского права. М., 2000. С. 39.
Вследствие сказанного выше единственным общим критерием всех форм реорганизации, по мнению большинства исследователей, является правопреемство, то есть переход прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица к его правопреемникам. Правопреемство при реорганизации юридического лица, как и правопреемство при наследовании, именуется универсальным, поскольку в обоих случаях права и обязанности переходят от одного лица к другому (другим) в неизменном виде как единое целое в один и тот же момент <*>. Некоторыми исследователями отмечалось, что сингулярное правопреемство, то есть преемство в отдельных правах и обязанностях, при реорганизации невозможно <**>. -------------------------------- <*> Статья 58, п. 1 ст. 129, п. 1 ст. 1110 ГК РФ; Черепахин Б. Б. Правопреемство по советскому гражданскому праву // Труды по гражданскому праву. М., 2001. С. 322. <**> Телюкина М. В. Прекращение деятельности юридических лиц // Субъекты гражданского права. М., 2000. С. 39.
Вместе с тем правопреемство имеет свои особенности применительно к отдельным формам реорганизации. Так, при проведении выделения реорганизуемое юридическое лицо не прекращает свое существование и, следовательно, сохраняет часть своих прав и обязанностей. Поэтому к правопреемникам юридического лица, реорганизованного в форме выделения, его права и обязанности не переходят как единое целое. В результате при проведении реорганизации в форме выделения возможны два варианта: во-первых, реорганизуемое юридическое лицо может передать правопреемникам определенный объем своих прав и обязанностей, сохранив за собой лишь их незначительную часть; во-вторых, ситуация может быть прямо противоположной, если к выделившимся правопреемникам переходят отдельные права и обязанности, а реорганизуемый субъект сохраняет основную их массу. Таким образом, рассмотрев оба указанных варианта, можно сделать вывод о том, что при проведении выделения возможно как преемство в отдельных правах и обязанностях (сингулярное правопреемство), так и переход определенной совокупности прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, который также не является универсальным правопреемником <*>. Поэтому в целом вывод об однозначно универсальном характере правопреемства реорганизации юридического лица представляется весьма спорным, и, по-видимому, в данном случае более уместно говорить о правопреемстве как таковом. -------------------------------- <*> Черепахин Б. Б. Указ. соч. С. 322.
С учетом изложенных особенностей реорганизации юридического лица можно дать следующее определение реорганизации. Реорганизация - процедура (совокупность юридических действий), опосредующая переход в порядке правопреемства прав и обязанностей от одного или нескольких юридических лиц (правопредшественников) к другому или другим юридическим лицам (правопреемникам), связанная с прекращением правопредшественников и (или) созданием правопреемников. С принятием ГК РФ 1994 г. и ряда специальных актов (Федеральных законов "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью") для института реорганизации произошло множество изменений. Одним из них является то, что права кредиторов в процессе реорганизации получили должные юридические гарантии. Тем не менее в научной и учебной литературе проблемы реорганизации затрагиваются лишь косвенно, их освещение преимущественно носит лишь описательный характер. Большинство ученых не признает за реорганизацией самостоятельного значения и склонно рассматривать данный институт лишь как один из способов прекращения юридических лиц. Следствием подобного подхода является отсутствие углубленных теоретических исследований понятия, природы и признаков реорганизации как правового явления. Несовершенство и противоречивость законодательства, отсутствие многих правовых норм, касающихся процесса реорганизации, ведут к тому, что существуют реальные риски признания любой реорганизации юридического лица незаконной. Подводя итог, нетрудно заключить, что в законодательстве установлены лишь общие принципы реорганизации акционерных обществ. Поскольку речь идет о сложном правовом институте, необходимо не только привести в соответствие отдельные противоречивые действующие правовые нормы, но и детализировать их, а также ввести дополнительные нормы, что позволит упорядочить процедуру реорганизации акционерных обществ в Российской Федерации, защитить права кредиторов и акционеров, а также поможет обеспечить стабильность гражданского оборота в целом.
Название документа