Российская организация реализовала по внешнеторговому контракту во Францию товар, ранее приобретенный у этого же контрагента и ввезенный в РФ в режиме импорта. Фактически организация осуществила частичный возврат товара поставщику из-за снижения потребительского спроса и в связи с истечением срока годности. Продажная контрактная цена товара соответствовала цене приобретения. При этом указанная продажная цена отклоняется более чем на 20% от отпускных цен, по которым данный товар реализовывался российским покупателям

Вправе ли налоговая инспекция доначислить организации налог на прибыль по экспортной сделке исходя из отпускных цен?

Ответ: По нашему мнению, в случае когда в рамках экспортного контракта российская организация в связи со снижением потребительского спроса и истечением срока годности реализует иностранной организации товары, ранее у нее приобретенные, при этом цена реализации соответствует цене приобретения, однако отклоняется от отпускных цен на российском рынке более чем на 20%, налоговые органы не вправе выносить решение о доначислении налога на прибыль, основываясь только на факте отклонения цены по отдельной сделке от применяемых цен по идентичным товарам. В данном случае цена, применяемая по экспортному внешнеторговому контракту, соответствует понятию рыночной цены.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 40 Налогового кодекса РФ для целей налогообложения принимается цена товаров (работ, услуг), указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

Таким образом, ст. 40 НК РФ установлена презумпция соответствия договорной цены уровню рыночных цен.

При этом согласно п. 2 указанной статьи в отдельных случаях налоговые органы вправе проверять правильность применения цен. К таким случаям относится отклонение более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам в пределах непродолжительного периода времени.

И если при проверке будет выявлено указанное отклонение, то налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пеней, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги (п. 3 ст. 40 НК РФ).

Вместе с тем сам факт реализации товаров по пониженной цене не свидетельствует о том, что применяемая цена не соответствовала рыночной.

Сделки с идентичными и однородными товарами должны исследоваться налоговыми органами на соответствующем рынке.

Согласно п. 4 ст. 40 НК РФ рыночной ценой товара признается, в частности, цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных товаров в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

В свою очередь, рынком товаров признается сфера обращения этих товаров, определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории РФ или за пределами РФ.

Следовательно, границы товарного рынка определяются в зависимости от условий обращения товара: в каких границах покупатель (продавец) может приобрести (реализовать) этот товар (исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности).

В данном случае фактическим содержанием данной экспортной сделки является возврат товаров поставщику в связи со снижением потребительского спроса.

Очевидно, что для французского контрагента нецелесообразно приобретать товар, поставщиком которого он прежде являлся, по цене, превышающей отгрузочную.

При таких обстоятельствах цена реализации соответствующих товаров российским покупателям и цена возврата товаров французскому поставщику не являются сопоставимыми. Следовательно, по нашему мнению, оценивать результат сделки с иностранным контрагентом исходя из цен, применяемых на российском рынке, неправомерно.

В качестве подтверждения своей позиции организация может представить внешнеторговые импортный и экспортный контракты, в которых поставщиком и покупателем соответственно выступает один и тот же иностранный контрагент, переписку между организацией и французским поставщиком по вопросам урегулирования возврата товаров.

Кроме того, согласно п. 3 ст. 40 НК РФ при определении рыночной цены учитываются скидки, вызванные, в частности, потерей товарами качества или иных потребительских свойств, истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров.

Таким образом, подробное обоснование организацией всех значимых обстоятельств, повлекших отклонение цен от обычных показателей, позволит избежать спора с налоговым органом.

В качестве такого обоснования могут быть использованы данные экономического анализа снижения объемов продаж соответствующих товаров на российском рынке - в том числе графики, диаграммы, аналитические справки сотрудников отдела продаж (отдела маркетинга).

Н. Л.Мамонова

Первый Дом Консалтинга "Что делать Консалт"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

15.09.2011