Налоговым органом была проведена налоговая проверка организации по вопросам соблюдения налогового законодательства

В ходе проверки налоговым органом установлено, что организация неправомерно включила в состав расходов, учитываемых в налоговой базе по налогу на прибыль, затраты на рекламу в виде проведения презентаций для прессы, а также опубликовала некоторую информацию в средствах массовой информации. По мнению налогового органа, такие затраты являются нормируемыми в силу абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ и не могут превышать 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

По результатам проверки налоговым органом было вынесено решение о привлечении организации к налоговой ответственности.

Не согласившись с вынесенным решением налогового органа, организация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании данного решения недействительным, указав, что рекламные мероприятия проводились с использованием средств массовой информации, в связи с чем в налоговой базе была обоснованно учтена вся сумма осуществленных по данному основанию расходов, следовательно, решение налогового органа подлежит отмене.

Является ли позиция организации правомерной?

Ответ: Учитывая позицию Минфина России и практику арбитражных судов, свою позицию организации о том, что затраты на рекламу в виде проведения презентаций для прессы, а также публикации некоторой информации в СМИ учитываются при налогообложении прибыли в составе расходов, скорее всего, придется доказывать в суде.

Обоснование: Согласно абз. 2 п. 4 ст. 264 Налогового кодекса РФ расходы налогоплательщика на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети учитываются в налогооблагаемой базе по налогу на прибыль без ограничений, то есть в полном объеме.

Из рассматриваемого случая следует, что организация понесла расходы на проведение презентации для прессы.

Таким образом, рекламные мероприятия проводились с использованием средств массовой информации, в связи с чем является правильным учет организацией в налоговой базе всей суммы осуществленных по данному основанию расходов.

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами, учитываемыми при налогообложении прибыли, признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 253 НК РФ расходы, связанные с производством и реализацией, включают прочие расходы, связанные с производством и реализацией, к которым, в свою очередь, согласно пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 названной статьи.

Абзацем 5 п. 4 ст. 264 НК РФ установлено, что расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абз. 2 - 4 п. 4 ст. 264 НК РФ, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

Таким образом, поскольку рекламные мероприятия проводились с использованием средств массовой информации, организация обоснованно учла всю сумму осуществленных по данному основанию расходов, решение налогового органа подлежит отмене.

Аналогичная позиция содержится в Постановлении ФАС Московского округа от 25.06.2010 N КА-А40/6610-10.

Однако налоговые органы придерживаются противоположной точки зрения.

В Письме Минфина России от 03.10.2006 N 03-03-04/1/678 разъясняется, что экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы на подготовку и проведение пресс-конференций, в том числе связанные с приемом актеров-исполнителей и режиссеров, могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе рекламных расходов. При этом данные расходы не могут рассматриваться как расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации.

М. А.Зубко

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

14.09.2011