Управление автономной некоммерческой организацией: особенности правового регулирования

(Могилевский С. Д.) ("Гражданское право", 2013, N 4) Текст документа

УПРАВЛЕНИЕ АВТОНОМНОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ: ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

С. Д. МОГИЛЕВСКИЙ

Могилевский Станислав Дмитриевич, декан юридического факультета им. М. М. Сперанского Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, заведующий кафедрой предпринимательского и корпоративного права, заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор.

В статье анализируются вопросы управления автономной некоммерческой организацией. Определяются модели управления автономной некоммерческой организацией. Исследуются вопросы образования и деятельности органов управления автономной некоммерческой организацией.

Ключевые слова: автономная некоммерческая организация, модели управления, органы управления, компетенция органов управления, порядок образования и деятельности органов управления АНО.

Management of autonomous non-commercial organizations: peculiarities of legal regulation S. D. Mogilevskij

The article analyses the issues of management of autonomous non-commercial organizations; determines the models of management of autonomous non-commercial organizations; studies the issues of formation and activity of the bodies of autonomous non-commercial organizations.

Key words: autonomous non-commercial organization, models of management, management bodies, competence of management bodies, procedure of formation and activity of management bodies of autonomous non-commercial organizations.

Важное место среди положений, определяющих основы организации и функционирования автономной некоммерческой организации играют положения, регулирующие вопросы образования и деятельности ее органов управления. Это связано с тем, что любое юридическое лицо, вступая в различные гражданские правоотношения с третьими лицами (физическими и юридическими), делает это через систему своих органов управления. Кроме этого, вопрос об органах управления не безразличен и для учредителей некоммерческой организации, поскольку от правильности выбора структуры органов управления, от определения компетенции каждого из них зависит эффективность управления этой организацией и в конечном счете реализация основной цели, ради которой автономная некоммерческая организация создается. Наконец, учредители автономной некоммерческой организации, при правильном подходе к решению всего комплекса вопросов, связанных с ее органами управления, могут быть в большей степени уверены, что органы управления не смогут использовать свои полномочия в ущерб интересам как самой автономной некоммерческой организации, так и самих учредителей. ФЗ "О некоммерческих организациях" предусматривает возможность использования четырех моделей управления автономной некоммерческой организацией, при этом под моделью управления автономной некоммерческой организацией понимается конкретная структура управления, представляющая совершенно определенный набор органов управления организации. Согласно ст. 14 ФЗ "О некоммерческих организациях", в учредительных документах некоммерческой организации должен определяться порядок управления ее деятельностью. С. И. Ожегов определяет "порядок" как "правила, по которым совершается что-нибудь" <1>. Соответственно, определение порядка управления деятельностью автономной некоммерческой организации предполагает формулирование и отражение в уставе ряда положений, без которых управление автономной некоммерческой организацией будет невозможно. Детализируя эту норму, ст. 28 ФЗ "О некоммерческих организациях" определяет, что учредительными документами устанавливаются следующие положения: -------------------------------- <1> Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 2003. С. 555.

- структура органов управления; - компетенция органов управления; - порядок формирования и срок полномочий органов управления; - порядок принятия решения органами управления; - порядок выступления от имени некоммерческой организации. Поскольку нами уже определены возможные варианты структуры органов управления автономной некоммерческой организации, рассмотрим каждый орган управления под углом зрения оставшихся вопросов.

Коллегиальный высший орган управления автономной некоммерческой организации

Компетенция коллегиального высшего органа управления

Высшим органом управления автономной некоммерческой организации является коллегиальный высший орган управления, основной функцией которого является обеспечение соблюдения автономной некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана. Именно обеспечением реализации этой функции и обусловлена компетенция коллегиального высшего органа управления. Компетенция коллегиального высшего органа управления по составу входящих в нее полномочий может быть подразделена на исключительную и общую. Исключительная компетенция означает, что полномочия по решению ряда вопросов не могут быть переданы никакому другому органу управления общества - ни постоянно действующему коллегиальному органу управления, ни исполнительному органу; общая компетенция означает, что полномочия по решению ряда вопросов могут быть переданы другому органу управления. К исключительной компетенции коллегиального высшего органа управления относится решение следующих вопросов (абз. 11 п. 3 ст. 29 ФЗ "О некоммерческих организациях"): - изменение устава некоммерческой организации; - определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества; - образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий; - реорганизация и ликвидация некоммерческой организации (за исключением ликвидации фонда). К общей компетенции коллегиального высшего органа управления относится решение следующих вопросов: - утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса; - утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений; - создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации; - участие в других организациях.

1 модель 2 модель 3 модель 4 модель

Коллегиальный Коллегиальный Коллегиальный Коллегиальный высший орган высший орган высший орган высший орган управления управления управления управления

Постоянно Постоянно действующий действующий коллегиальный коллегиальный орган управления орган управления

Коллегиальный Коллегиальный исполнительный исполнительный орган орган

Единоличный Единоличный Единоличный Единоличный исполнительный исполнительный исполнительный исполнительный орган орган орган орган

В отношении вопросов общей компетенции коллегиального высшего органа управления ФЗ "О некоммерческих организациях" содержит четкое указание, в компетенцию какого из иных органов управления автономной некоммерческой организации можно передавать названые вопросы. Согласно абз. 10 п. 3 ст. 29 перечисленные вопросы общей компетенции коллегиального высшего органа управления учредительными документами автономной некоммерческой организации могут быть отнесены к компетенции постоянно действующего коллегиального органа управления. Анализ ст. 29 ФЗ "О некоммерческих организациях" позволяет сделать вывод о том, что перечень вопросов, относимых к исключительной и общей компетенциям коллегиального высшего органа управления, сформулирован в императивном виде и не может быть расширен по усмотрению учредителя (учредителей) через положения учредительных документов. Вместе с тем сам ФЗ "О некоммерческих организациях" допускает увеличение этого перечня еще на два вопроса. Во-первых, речь идет об одобрении сделки с заинтересованностью. Согласно п. 3 ст. 27 ФЗ "О некоммерческих организациях", "в случае, если заинтересованное лицо имеет заинтересованность в сделке, стороной которой является или намеревается быть некоммерческая организация, а также в случае иного противоречия интересов указанного лица и некоммерческой организации в отношении существующей или предполагаемой сделки, сделка должна быть одобрена органом управления некоммерческой организации...". Как мы видим, закон не определяет конкретный орган, который принимает решение об одобрении сделки с заинтересованностью, но если исходить из конкретных формулировок закона, определяющих статус органов автономной некоммерческой организации, словосочетание "орган управления" используется только в двух из них: коллегиальном высшем органе управления и постоянно действующем коллегиальном органе управления. Таким образом, вопрос об одобрении сделок с заинтересованностью может быть отнесен как к компетенции одного из них, так и к компетенции другого. Применительно к коллегиальному высшему органу управления этот вопрос относится к вопросам, составляющим общую компетенцию коллегиального высшего органа управления. Во-вторых, речь идет о принятии решения по вопросу об образовании постоянно действующего коллегиального органа управления. Как мы уже отмечали ранее, учредительными документами может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления. Но как только вы определились с необходимостью создания этого органа, нужно определить, каким образом он будет формироваться. Поскольку законодатель не регулирует решение этого вопроса в самом законе, а предлагает описать порядок создания в учредительных документах, то у учредителей появляется полная свобода в выборе механизмов его формирования. Один из самых распространенных и, наверное, наиболее простых - это формирование постоянно действующего коллегиального органа управления через принятие решения коллегиальным высшим органом управления автономной некоммерческой организации <2>. Но в этом случае в компетенции коллегиального высшего органа управления должен быть предусмотрен такой вопрос, как "определение количественного состава постоянно действующего коллегиального органа управления, избрание (назначение) его членов и досрочное прекращение их полномочий". -------------------------------- <2> Позже, когда мы будем анализировать деятельность постоянно действующего коллегиального органа управления, мы рассмотрим и разные варианты его образования, в т. ч. и через принятие решения коллегиальным высшим органом управления.

Порядок образования и организация работы коллегиального высшего органа управления

Коллегиальный высший орган управления автономной некоммерческой организации избирается или назначается учредителями на учредительном собрании. Мы уже отмечали, что ФЗ "О некоммерческих организациях" не устанавливает то, каким количеством голосов учредителей принимается решение по вопросу об образовании коллегиального высшего органа управления. Однако логика положений, содержащихся в ст. 52 ГК РФ и ст. 14 ФЗ "О некоммерческих организациях", указывает на то, что решение по этому вопросу должно приниматься учредителями единогласно. Коллегиальный высший орган управления формируется на срок создания самой автономной некоммерческой организации, что устанавливается ее учредительными документами. В том случае, если этот срок не определен, то коллегиальный высший орган, как и сама автономная некоммерческая организация, осуществляет свою деятельность бессрочно. Такой вывод обусловлен тем, что коллегиальный высший орган управления, находясь на вершине иерархической пирамиды органов управления, не может формироваться ни одним из нижестоящих органов. Вместе с тем структура органов управления автономной некоммерческой организации в исчерпывающем виде определена законом, что не предполагает формирование какого-то иного органа над коллегиальным высшим органом управления, который бы мог взять на себя решение вопроса о его формировании. Однако вопрос об избрании или назначении самого коллегиального высшего органа управления необходимо отличать от таких вопросов, как: а) изменение его численного состава; б) досрочное прекращение полномочий его членов; в) введение новых членов в его состав. Это отличие связано с тем, что при решении названных вопросов не происходит нового формирования этого органа в целом. Так, количество членов коллегиального высшего органа управления напрямую связано с положениями устава, которыми в соответствии с законом должен определяться порядок формирования органов управления. Устанавливая порядок формирования коллегиального высшего органа управления, вы должны определить те параметры, которые сделают этот орган существующим <3>, что невозможно без установления количественного состава самого этого органа. -------------------------------- <3> С. И. Ожегов определяет термин "формирование" как "создание", при этом указывает, что "создать - значит сделать существующим". См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1981. С. 837, 730.

Следовательно, коллегиальный высший орган управления может в пределах своей компетенции изменить положения устава, определяющие численный состав самого этого органа. В случае, если количество членов этого органа изменяется в сторону уменьшения, возникает необходимость досрочного прекращения полномочий ряда членов. При увеличении этого количества возникает вопрос о введении в состав органа новых членов. Но опять же не возникает вопрос о формировании самого органа, потому что досрочное прекращение полномочий - это существование действующего органа в усеченном составе, а при введении новых членов увеличивается состав уже существующего органа. Единственное, что необходимо определить в уставе, - это кто и в каком порядке будет досрочно прекращать полномочия действующих членов коллегиального высшего органа управления или вводить в него новых членов. Решение этих вопросов лежит в плоскости понимания надзорных функций учредителей за деятельностью автономной некоммерческой организации, которые были исследованы во второй главе, посвященной признакам автономной некоммерческой организации. Как в ней отмечалось, досрочное прекращение полномочий членов коллегиального высшего органа управления и введение в него новых членов - одно из направлений надзорной деятельности учредителей, которое обеспечивает как соответствие численности членов этого органа тому количеству, которое определено для него в уставе, так и соответствие персонального состава этого органа тем требованиям, которые предъявляют учредители к его членам. В качестве примера регулирования этих вопросов можно привести следующие положения устава: "Решение о назначении и досрочном прекращении полномочий членов Наблюдательного Совета принимается ее Учредителями при обращении к ним Председателя Наблюдательного Совета Организации <4>. -------------------------------- <4> В этом примере Коллегиальный высший орган управления называется "Наблюдательный Совет".

Каждый учредитель при принятии такого решения имеет право вето, то есть решение считается принятым, если в течение десяти дней с момента обращения к Учредителям получено письменное согласие Учредителей либо от Учредителей не получено письменного отказа в согласии. Полномочия члена Наблюдательного Совета могут быть прекращены Учредителями досрочно: 1) по просьбе члена Наблюдательного Совета; 2) в случае невозможности исполнения членом Наблюдательного Совета своих обязанностей по состоянию здоровья или по причине длительного отсутствия в месте нахождения организации. Вакансии, образовавшиеся в составе Наблюдательного Совета в связи со смертью или досрочным прекращением полномочий его членов, заполняются на оставшийся срок полномочий Наблюдательного Совета". ФЗ "О некоммерческих организациях" содержит некоторые ограничения применительно к персональному составу коллегиального высшего органа управления. В соответствии с п. 5 ст. 29 ФЗ "О некоммерческих организациях" лица, являющиеся работниками автономной некоммерческой организации, не могут составлять более чем одну треть общего числа членов коллегиального высшего органа управления. Кроме этого, некоммерческая организация не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам ее высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления. Коллегиальный высший орган управления, как всякий коллегиальный орган юридического лица, реализует полномочия по вопросам своей компетенции, посредством обсуждения и принятия решений на своих заседаниях. Исходя из норм ФЗ "О некоммерческих организациях" и действующей практики, можно выделить два варианта классификации заседаний коллегиального высшего органа управления. Первая классификация связана с периодичностью проведения заседания коллегиального высшего органа управления. В соответствии с ней они могут быть двух видов: - очередное заседание коллегиального высшего органа управления; - внеочередное заседание коллегиального высшего органа управления. Вторая классификация связана с формой проведения заседания коллегиального высшего органа управления. В соответствии с ней заседания могут быть подразделены на: - заседания, проводимые в форме совместного присутствия его членов; - заседания, проводимые в форме заочного голосования (опросным путем).

Постоянно действующий коллегиальный орган управления

Согласно абз. 10 п. 3 ст. 29 ФЗ "О некоммерческих организациях" учредительными документами автономной некоммерческой организации может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления. Хотелось бы обратить внимание на два важных момента. 1. Постоянно действующий коллегиальный орган управления не является тем органом, который обязательно должен быть в структуре управления автономной некоммерческой организации (как, например, коллегиальный высший орган управления или единоличный исполнительный орган). Он создается только тогда, когда учредители считают, что его функционирование позволит с большей эффективностью организовать деятельность автономной некоммерческой организации. 2. Самим ФЗ "О некоммерческих организациях" не определяется порядок формирования постоянно действующего коллегиального органа управления и срок его деятельности. Следовательно, учредительные документы автономной некоммерческой организации должны содержать положения, регулирующие эти вопросы. Подобная позиция находит подтверждение и в нормах ФЗ "О некоммерческих организациях", где в ст. 28 устанавливается, что компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организации, порядок принятия ими решений устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Учитывая, что в начале статьи мы уже рассмотрели вопросы, связанные с вариантами формирования органов юридического лица, определенными в ст. 53 ГК РФ, можно сделать вывод о том, что постоянно действующий орган управления автономной некоммерческой организации может либо избираться, либо назначаться.

Компетенция постоянно действующего коллегиального органа управления

Постоянно действующий коллегиальный орган управления автономной некоммерческой организации относится к органам управления общей компетенции и осуществляет общее руководство ее деятельностью в период между заседаниями коллегиального высшего органа управления. Компетенция постоянно действующего коллегиального органа управления определяется уставом общества в соответствии с ФЗ "О некоммерческих организациях" и иными федеральными законами. Она определяется как исключительная компетенция постоянно действующего коллегиального органа управления, и вопросы, составляющие эту компетенцию, не могут быть отнесены на решение исполнительных органов автономной некоммерческой организации (п. 2 ст. 30 ФЗ "О некоммерческих организациях"). В отличие от порядка формирования компетенции коллегиального высшего органа управления автономной некоммерческой организации, определенной в ФЗ "О некоммерческих организациях" в исчерпывающем виде, компетенция постоянно действующего коллегиального органа управления является открытой. При этом какого-либо стандартного или типового набора вопросов, которые составляют компетенцию этого органа, закон также не определяет. ФЗ "О некоммерческих организациях" жестко ограничивает только тот набор вопросов, которые могут быть переданы на решение постоянно действующему коллегиальному органу управления из общей компетенции коллегиального высшего органа управления. Таким образом, исключительная компетенция постоянно действующего коллегиального органа управления представляет собой набор полномочий по решению двух групп вопросов: а) вопросы, определенные учредителями и необходимые, по их мнению, для наиболее эффективной деятельности как этого органа, так и самой организации; б) вопросы, которые, согласно ФЗ "О некоммерческих организациях", могут передаваться из общей компетенции коллегиального высшего органа управления в компетенцию постоянно действующего коллегиального органа управления. Формируя первую группу, учредители автономных некоммерческих организаций наиболее часто включают следующие вопросы в компетенцию постоянно действующего коллегиального органа управления: - утверждение документов, регулирующих внутреннюю деятельность организации (внутренних документов организации); - заключение крупных сделок, связанных с приобретением и отчуждением или возможностью прямо или косвенно имущества, стоимость которого равна от двадцати пяти до ста процентов стоимости имущества организации; - заключение сделок, в совершении которой имеется заинтересованность; - принятие решений о совершении любых сделок с недвижимым имуществом, находящимся на балансе организации; - установление размеров вознаграждений и компенсаций, выплачиваемых единоличному исполнительному органу и членам коллегиального исполнительного органа, а также утверждение условий заключаемых с ними договоров; - утверждение организационной структуры и штатного расписания организации; - утверждение кандидатур заместителей единоличного исполнительного органа; - принятие решений о привлечении и выдаче займов, предоставлении гарантий, поручительств и иных способов обеспечения исполнения как по обязательствам организации, так и по обязательствам третьих лиц; - принятие решения об учреждении (или участие в учреждении) организацией юридических лиц в любой организационно-правовой форме; - принятие решения о приобретении акций (долей) в хозяйственных обществах и хозяйственных товариществах; - принятие решения об отчуждении принадлежащих организации акций (долей) в хозяйственных обществах и хозяйственных товариществах. В том случае, когда учредители хотят возложить на постоянно действующий коллегиальный орган управления вопросы организации работы коллегиального высшего органа управления, то дополнительно к названным вопросам компетенции следует добавить такие: - принятие решения о созыве очередных и внеочередных заседаний коллегиального высшего органа управления; - утверждение повестки дня заседания коллегиального высшего органа управления; - определение перечня информации (материалов), предоставляемой членом коллегиального высшего органа управления при подготовке заседания коллегиального высшего органа управления, и порядка ее предоставления. В группу вопросов, которые могут передаваться из общей компетенции коллегиального высшего органа управления в компетенцию постоянно действующего коллегиального органа управления в соответствии с п. 3 ст. 29 ФЗ "О некоммерческих организациях", входят следующие: - утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса; - утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений; - создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации; - участие в других организациях.

Порядок образования и организация работы коллегиального органа управления

Члены постоянно действующего коллегиального органа управления избираются или назначаются коллегиальным высшим органом автономной некоммерческой организации на срок, определенный в уставе организации. Количественный состав постоянно действующего коллегиального органа управления определяется уставом общества или решением коллегиального высшего органа управления. Важно подчеркнуть, что закон не запрещает то, что учредительными документами автономной некоммерческой организации могут устанавливаться требования, предъявляемые к лицам, избираемым (назначаемым) в состав постоянно действующего коллегиального органа управления. Так, наиболее распространенными в практике являются требования, связанные с образованием кандидата, его стажем работы в какой-то определенной сфере, опытом работы на руководящих должностях, возрастом и т. д. Здесь нужно отметить и то, что членом постоянно действующего коллегиального органа управления может быть любое физическое лицо, в т. ч. и лицо, не связанное с организацией трудовыми отношениями. Лица, избранные (назначенные) в состав постоянно действующего коллегиального органа управления, могут переизбираться (переназначаться) неограниченное число раз. Решение об избрании (назначении) членов постоянно действующего коллегиального органа управления принимается на заседании коллегиального высшего органа управления большинством голосов его членов, присутствующих на заседании. Именно такой подход избрал ФЗ "О некоммерческих организациях", установив, что единогласно или квалифицированным большинством на заседании коллегиального высшего органа управления принимаются решения лишь по вопросам, которые прямо указаны в абз. 11 п. 3 ст. 29 названного Закона. ФЗ "О некоммерческих организациях", устанавливая запрет на выплату вознаграждений членам коллегиального высшего органа управления (абз. 2 п. 5 ст. 29), никак не регулирует вопрос о выплате вознаграждений членам постоянно действующего коллегиального органа управления. Этот вопрос должен быть решен учредительными документами автономной некоммерческой организации. Но устанавливая право организации на осуществление выплаты вознаграждений членам ее постоянно действующего органа управления, необходимо решить и вопрос о том, кто будет определять размер этого вознаграждения. Целесообразно, на мой взгляд, решение этого вопроса самими учредителями автономной некоммерческой организации. Это можно сделать путем включения его в круг вопросов, которые могут решать учредители при осуществлении ими надзора за деятельностью автономной некоммерческой организации, о механизме которого мы говорили ранее. Досрочное прекращение полномочий членов постоянно действующего коллегиального органа осуществляется коллегиальным высшим органом управления в том же порядке, что и их избрание или назначение. Поскольку избрание членов этого органа происходит простым большинством голосов членов коллегиального высшего органа управления, присутствующих на его заседании, то возможно досрочное прекращение отдельных членов постоянно действующего коллегиального органа управления, без переизбрания (переназначения) всего органа, как, например, это происходит, когда коллегиальный орган избирается кумулятивным голосованием. ФЗ "О некоммерческих организациях" не регулирует процедуру избрания председателя постоянно действующего коллегиального органа, отдавая решение этого вопроса на откуп самим учредителям. Думается, что наиболее правильным вариантом будет тот, когда председатель постоянно действующего коллегиального органа избирается членами этого органа из их числа большинством голосов от общего числа членов постоянно действующего коллегиального органа. Естественно, что могут быть и другие варианты. Иногда в уставах автономных некоммерческих организаций предусматривают избрание председателя постоянно действующего коллегиального органа большинством голосов от числа членов этого органа, присутствующих на его заседании. Члены постоянно действующего коллегиального органа управления вправе в любое время переизбрать своего председателя большинством голосов от общего числа членов этого органа, если иное не предусмотрено уставом организации. Учитывая, что компетенция председателя постоянно действующего коллегиального органа регулируется учредительными документами автономной некоммерческой организации, важно об этом не забыть при разработке устава или внесении в него дополнений с целью его совершенствования. Можно предложить следующий вариант описания компетенции председателя постоянно действующего коллегиального органа управления. Председатель постоянно действующего коллегиального органа управления: - организует его работу; - созывает заседания постоянно действующего коллегиального органа управления и председательствует на них; - организует на заседаниях ведение протокола. В случае отсутствия председателя постоянно действующего коллегиального органа управления его функции может осуществлять один из его членов по решению этого органа. Заседания постоянно действующего коллегиального органа управления могут созываться его председателем в следующих случаях: - по собственной инициативе самого председателя постоянно действующего коллегиального органа управления; - по требованию члена постоянно действующего коллегиального органа управления; - по требованию ревизионной комиссии (ревизора) общества или аудитора общества; - по требованию исполнительного органа автономной некоммерческой организации, а также иных лиц, определенных ее уставом. Однако это может быть далеко не полный перечень оснований созыва, который в каждом конкретном случае может подлежать расширению или ограничению. Учредительными документами автономной некоммерческой организации, регулирующими порядок работы постоянно действующего коллегиального органа управления, можно предусмотреть принятие решений постоянно действующим коллегиальным органом управления в двух формах: - непосредственного присутствия членов постоянно действующего коллегиального органа на его заседании; - заочного голосования (опросным путем). Кворум для проведения заседаний постоянно действующего коллегиального органа управления определяется уставом организации, но по аналогии с другими законами, регулирующими подобные вопросы, он не должен быть менее половины от числа избранных членов постоянно действующего коллегиального органа управления. В том случае, если количество членов постоянно действующего коллегиального органа управления становится менее половины количества, предусмотренного уставом автономной некоммерческой организации, должно быть созвано внеочередное заседание коллегиального высшего органа управления для избрания того количества членов, которого недостает для нормального функционирования этого органа или избрания нового состава постоянно действующего коллегиального органа управления. Решения на заседании постоянно действующего коллегиального органа управления принимаются большинством голосов присутствующих, если уставом организации не предусмотрено иное. Так же как и в ситуации с избранием председателя этого органа, практика предлагает свои варианты, и иногда предусматривается принятие решений не от большинства присутствующих, а большинством голосов от общего числа членов постоянно действующего коллегиального органа управления. При решении вопросов на заседании постоянно действующего коллегиального органа управления каждый его член обладает одним голосом, который не может передаваться ни другим членам этого органа, ни иным физическим лицам. Уставом общества может быть предусмотрено право решающего голоса председателя постоянно действующего коллегиального органа управления при принятии этим органом решений в случае равенства голосов его членов. На заседании постоянно действующего коллегиального органа управления ведется протокол. Протокол заседания постоянно действующего коллегиального органа управления составляется после его проведения в сроки, определяемые уставом организации. В протоколе заседания рекомендуется отразить: - место и время его проведения; - лица, присутствующие на заседании; - повестка дня заседания; - вопросы, поставленные на голосование, и итоги голосования по ним; - принятые решения. Протокол заседания постоянно действующего коллегиального органа управления подписывается председательствующим на заседании, который несет ответственность за правильность составления протокола.

Исполнительные органы автономной некоммерческой организации

В соответствии с п. 1 ст. 30 ФЗ "О некоммерческих организациях" исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и единоличным или единоличным. Именно исполнительный орган осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организации. В том случае, когда участниками общества выбирается первый вариант, т. е. наличие одновременно единоличного и коллегиального исполнительных органов, в уставе организации должна быть определена компетенция каждого из них. В этом случае лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, может осуществлять также функции председателя коллегиального исполнительного органа организации. В самом общем приближении к компетенции исполнительных органов автономной некоммерческой организации относятся все вопросы руководства текущей деятельностью организации, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции коллегиального высшего органа управления или постоянно действующего коллегиального органа управления, если уставом организации предусмотрено его образование.

Коллегиальный исполнительный орган

Коллегиальный исполнительный орган образуется в том случае, если уставом организации предусмотрено его образование наряду с образованием единоличного исполнительного органа. Коллегиальный исполнительный орган организации осуществляет полномочия, отнесенные уставом организации к его компетенции. Вместе с тем анализ практики работы коллегиальных исполнительных органов автономных некоммерческих организаций показывает, что они еще не стали теми самостоятельными исполнительными органами, статус которых им определяет ФЗ "О некоммерческих организациях". В первую очередь это связано с тем, что коллегиальные исполнительные органы продолжают восприниматься как "орган при директоре". Вместе с тем по смыслу норм закона, регулирующих порядок организации и деятельности коллегиального исполнительного органа, это один из двух исполнительных органов общества со своей компетенцией, коллегиальным порядком принятия решений и ведением документации, подтверждающей факты коллегиального обсуждения и принятия решений на его заседании. Количественный и качественный состав коллегиального исполнительного органа определяется решением коллегиального высшего органа управления, которое принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов его членов. Коллегиальный исполнительный орган может быть образован на любой срок, определенный уставом организации. По истечении определенного уставом срока коллегиальный высший орган управления должен избрать (назначить) коллегиальный исполнительный орган на новый срок. Членом коллегиального исполнительного органа может быть только физическое лицо. Работой коллегиального исполнительного органа руководит председатель, функции которого, как правило, выполняет лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа организации. Порядок деятельности коллегиального исполнительного органа автономной некоммерческой организации и принятия им решений устанавливается ее уставом. Члены коллегиального исполнительного органа принимают решения и организуют работу по своему усмотрению. Кворумом является присутствие половины (если уставом не оговорено большее количество) членов коллегиального исполнительного органа. Решения на заседании коллегиального исполнительного органа принимаются голосованием. Каждый член коллегиального исполнительного органа обладает одним голосом. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство членов коллегиального исполнительного органа, присутствующих на заседании. В случае равенства голосов решающим является голос председательствующего. Председатель коллегиального исполнительного органа обеспечивает ведение протоколов заседаний коллегиального исполнительного органа.

Единоличный исполнительный орган

Согласно абз. 4 п. 3 ст. 29 ФЗ "О некоммерческих организациях", единоличный исполнительный орган образуется (избирается или назначается) коллегиальным высшим органом управления на срок, определенный уставом общества. Единоличный исполнительный орган может быть избран как из состава учредителей автономной некоммерческой организации, так и из иного круга лиц. В качестве единоличного исполнительного органа может выступать только физическое лицо. Права и обязанности, порядок деятельности единоличного исполнительного органа общества и принятия им решений по осуществлению руководства текущей деятельностью автономной некоммерческой организации устанавливаются ее уставом, внутренними документами, а также договором, заключенным между организацией и лицом, осуществляющим функции его единоличного исполнительного органа. Договор между организацией и лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа, по общему правилу подписывается от имени организации лицом, председательствовавшим на заседании коллегиального высшего органа управления, на котором избрано лицо, осуществляющее функции генерального директора общества. Единоличный исполнительный орган организации: - без доверенности действует от имени организации, в т. ч. представляет ее интересы; - совершает сделки, в т. ч. сделки, предметом которых является имущество организации; - выдает доверенности на право представительства от имени организации, в т. ч. доверенности с правом передоверия; - издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания; - осуществляет иные полномочия, не отнесенные законом или уставом организации к компетенции коллегиального высшего органа управления, постоянно действующего коллегиального органа управления и коллегиального исполнительного органа.

Название документа