ОАО применяет УСН

В силу п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ организации, перешедшие на УСН, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, кроме ведения учета основных средств и нематериальных активов.

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность, за исключением случаев, когда организации, в соответствии с Федеральным законом N 129-ФЗ, не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета.

ФНС России в Письме от 15.07.2009 N ШС-22-3/566@ также отмечает, что организации, применяющие УСН, не обязаны представлять бухгалтерскую отчетность в налоговые органы и, следовательно, налоговые органы не вправе привлекать эти организации к налоговой и административной ответственности, установленной п. 1 ст. 126 НК РФ и ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.

В Постановлении ФАС Московского округа от 02.09.2009 N КА-А41/8622-09 говорится, что оштрафовать можно только за непредставление документов, предусмотренных НК РФ, а не законодательством о бухгалтерском учете.

Таким образом, бухгалтерское и налоговое законодательство освобождает налогоплательщиков УСН от представления в налоговые органы бухгалтерской отчетности.

Согласно требованиям п. 1 ст. 97 ГК РФ, а также положений ст. 88 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" ОАО обязано составлять бухгалтерскую отчетность.

Обязано ли ОАО, применяющее УСН, вести и представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 13 сентября 2011 г. N 03-11-06/2/127

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу представления бухгалтерской отчетности налогоплательщиками - открытыми акционерными обществами, применяющими упрощенную систему налогообложения, сообщает следующее.

Статьей 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлено, что организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета. Вышеназванные организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном гл. 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Вместе с тем относительно представления бухгалтерской отчетности хозяйственными обществами полагаем необходимым отметить следующее.

Нормы законодательства об акционерных обществах (ст. 97 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 88 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах") обязывают акционерное общество вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность, ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков. В соответствии со ст. ст. 48 и 52 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ годовая бухгалтерская отчетность, включая заключение аудитора, относится к информации (материалам), подлежащей обязательному утверждению на общем годовом собрании акционеров и предоставляемой лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров.

Учитывая изложенное, акционерные общества, перешедшие на применение упрощенной системы налогообложения, согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации и Федеральному закону от 26.12.1995 N 208-ФЗ, по нашему мнению, обязаны вести бухгалтерский учет и представлять бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке.

Одновременно отмечаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

13.09.2011