Правомерен ли отказ налогового органа в возврате сумм излишне уплаченного налога, мотивированный тем, что соответствующее заявление о возврате подписано только руководителем акционерного общества, а подпись главного бухгалтера отсутствует?

Ответ: Исходя из позиции Минфина России отказ налогового органа в возврате сумм излишне уплаченного налога, мотивированный тем, что соответствующее заявление о возврате подписано только руководителем организации и отсутствует подпись главного бухгалтера, является правомерным. Правомерность иной точки зрения налогоплательщику, вероятно, придется отстаивать в судебном порядке.

Обоснование: В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.

Пунктом 2 ст. 22 НК РФ установлено, что права налогоплательщиков (плательщиков сборов) обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.

В силу пп. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ.

Порядок возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов регламентирован положениями гл. 12 НК РФ.

Согласно п. 6 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (п. 8 ст. 78 НК РФ).

При этом НК РФ не предусмотрено специальных требований к подписанию заявления о возврате. Форма такого заявления нормативно не утверждена.

В соответствии с п. 1 ст. 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ.

Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

Законным представителем акционерного общества является его единоличный исполнительный орган (п. 2 ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах").

По мнению Минфина России, изложенному в Письме от 16.10.2000 N 04-01-10, заявление налогоплательщика на возврат из бюджета излишне перечисленных сумм налогов, сборов должно подписываться руководителем и главным бухгалтером организации.

Вместе с тем точка зрения финансового ведомства не совпадает со сложившейся судебной практикой.

Так, например, в Постановлениях ФАС Московского округа от 24.02.2005 N КА-А40/598-05, Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2004, 09.11.2004 N 09АП-4121/04-АК судьи пришли к выводу, что заявление о возврате должно быть подписано только руководителем организации. Подписи главного бухгалтера организации не требуется, поскольку данное заявление не относится к числу документов, которыми оформляется операция с денежными средствами; отношения по возврату налогов регулируются не бухгалтерским, а налоговым законодательством, которое не предъявляет таких требований к заявлению о возврате налога.

В Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 18.03.2008 N А56-49/2007, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2007 N А56-49/2007 содержится вывод, что отсутствие подписи главного бухгалтера на заявлении о возврате НДС (п. 6 ст. 176 НК РФ) не лишает налогоплательщика права на возврат подлежащего возмещению налога.

Аналогичного подхода придерживаются арбитражные суды в отношении заявления о возврате излишне уплаченных страховых взносов.

В Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 29.04.2011 N Ф03-1691/2011 судьи пришли к выводу, что отсутствие на заявлении о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов подписи главного бухгалтера не лишает это заявление юридической силы (поскольку оно не является бухгалтерским документом), и не освобождает отделение Фонда социального страхования РФ от обязанности рассмотреть его в установленный законом срок. Доводы о нарушении формы заявления о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней, штрафов (форма 23-ФСС РФ), утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 11.12.2009 N 979н, признаны судом несостоятельными.

Таким образом, исходя из позиции Минфина России отказ налогового органа в возврате сумм излишне уплаченного налога, мотивированный тем, что соответствующее заявление о возврате подписано только руководителем организации и отсутствует подпись главного бухгалтера, является правомерным. С учетом того, что налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства о налогах и сборах (пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ), противоположную точку зрения налогоплательщику, вероятно, придется отстаивать в судебном порядке.

М. И.Дедусова

ООО "Юридическая компания

"Налоговая помощь"

12.09.2011