ООО - коммерческая организация, которая оформила лицензию на право пользования недрами для законной добычи воды из скважин в Истринском районе
Значительная часть добываемой из скважин воды используется для удовлетворения потребностей жителей коттеджных поселков. ООО осуществляет учет добычи воды на основании водомеров, установленных на каждой действующей скважине. Учет расхода воды как в части, идущей для обеспечения потребностей жителей поселков, так и в части, израсходованной на прочие хозяйственные и технологические нужды, осуществляется по счетчикам, которые установлены в домах жителей поселков и объектах водопользования. Оплата услуг водоснабжения жителями коттеджных поселков осуществляется по тарифам, утвержденным постановлением главы Истринского района.
Должна ли исходя из целевого использования воды применяться налоговая ставка 70 руб. за одну тысячу кубометров воды для водоснабжения населения?
Ответ: В случае если организация добываемую из скважин воду использует для удовлетворения потребностей жителей коттеджных поселков, при этом учет добычи воды осуществляется на основании водомеров, установленных на каждой действующей скважине, учет расхода воды осуществляется по счетчикам, которые установлены в домах жителей поселков и объектах водопользования, применение ставки водного налога в размере 70 руб. за одну тысячу кубометров воды для водоснабжения коттеджей является правомерным.
Обоснование: Пунктом 1 ст. 333.8 гл. 25.2 "Водный налог" Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) установлено, что налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 333.9 Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 333.10 гл. 25.2 Кодекса при заборе воды налоговая база для исчисления водного налога определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период. Объем забора воды определяется на основании показаний водоизмерительных приборов и другими методами.
Согласно п. 3 ст. 333.12 Кодекса ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 руб. за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.
Вместе с тем в Кодексе не содержится определения понятия "водоснабжение населения" в целях гл. 25.2 Кодекса.
В связи с этим необходимо учитывать, что согласно ст. 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Согласно толкованию словаря русского языка С. И. Ожегова и Большого Энциклопедического словаря понятие "население" означает совокупность людей, проживающих на территории мира, континента, страны или ее части, отдельного региона и населенного пункта. При этом термин "проживать" означает "жить, пребывать, то есть быть где-то постоянно, всегда".
В соответствии с Конституцией РФ и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно положениям Гражданского кодекса РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ для проживания граждан предназначены жилые помещения, представляющие собой изолированные помещения, являющиеся недвижимым имуществом, пригодные для постоянного проживания.
На основании положений Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства (проживания) понимается жилое или иное помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, например, в качестве собственника, по договору найма, договору аренды.
Под местом пребывания понимается гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в которых он проживает временно.
Таким образом, полагаем, что под термином "водоснабжение населения" следует понимать водоснабжение жилых и иных помещений, предназначенных для постоянного или преимущественного проживания граждан, зарегистрированных по месту жительства в установленном порядке.
ООО имеет лицензии на пользование недрами с целевым назначением - добыча подземных вод для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения коттеджных поселков.
Действующее российское законодательство не содержит определения такого понятия, как коттеджный поселок.
Вместе с тем в СП 42.13330.2011 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", утвержденном Приказом Минрегиона России от 28.12.2010 N 820, применен термин "зона коттеджной застройки": территории, на которых размещаются отдельно стоящие одноквартирные 1 - 2 - 3-этажные жилые дома с участками, как правило, не предназначенными для осуществления активной сельскохозяйственной деятельности.
Коттеджный поселок имеет социальную инфраструктуру (дороги, связь, транспорт, внешнее энергоснабжение, водоснабжение).
Учет расхода воды как в части, идущей для обеспечения потребностей жителей поселков, так и в части, израсходованной на прочие хозяйственные и технологические нужды, осуществляется по счетчикам, которые установлены в домах жителей поселков и объектах водопользования.
Учитывая изложенное и принимая во внимание то, что оплата услуг водоснабжения жителями коттеджных поселков осуществляется по тарифам, утвержденным постановлением главы Истринского района, полагаем правомерным применение ставки водного налога в размере 70 руб. при заборе воды для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения коттеджей, находящихся в Истринском районе.
О. В.Семенова
Главный специалист-эксперт
отдела налогов и доходов
от использования природных ресурсов
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Минфина России
09.09.2011