При наличии каких оснований и за какой проверяемый период налоговый орган начиная с 1 января 2012 г. вправе проводить проверку полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами? Будет при предусмотрена налоговая ответственность за неуплату налога в результате применения нерыночных цен? Если да, то в каком размере?

Ответ: Начиная с 1 января 2012 г. налоговый орган вправе проводить проверку полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами в случаях получения уведомления о контролируемых сделках, поданного налогоплательщиком, извещения от территориального налогового органа, который в ходе камеральной или выездной проверки выявил факты совершения незаявленных контролируемых сделок, и в случае выявления контролируемой сделки при проведении ФНС России повторной выездной проверки. Решение о проведении проверки правильности применения цен может быть вынесено не позднее двух лет со дня получения уведомления или извещения, и в рамках данной проверки проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения. Налоговая ответственность за неуплату налога в результате применения нерыночных цен будет установлена п. 1 ст. 129.3 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" (далее - Закон N 227-ФЗ)) в виде штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб. Данная санкция будет применяться только при вынесении решений о доначислении налогов за налоговые периоды, начавшиеся в 2017 г. При доначислении налогов за периоды 2012 - 2013 гг. штраф назначаться не будет. В отношении налоговых периодов 2014 - 2016 гг. размер штрафа составит 20 процентов от неуплаченной суммы налога.

Обоснование: В соответствии с п. 5 ст. 1 Закона N 227-ФЗ часть первая НК РФ с 1 января 2012 г. дополняется разд. V.1 "Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании".

Согласно п. 2 ст. 105.3 НК РФ (в ред. Закона N 227-ФЗ) определение в целях налогообложения доходов (прибыли, выручки) взаимозависимых лиц, являющихся сторонами сделки, которые могли бы быть получены этими лицами, но не были получены вследствие отличия коммерческих и (или) финансовых условий указанной сделки от коммерческих и (или) финансовых условий такой же сделки, сторонами которой являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, с применением методов, установленных гл. 14.3 "Методы, используемые при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица" НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 105.17 НК РФ (в ред. Закона N 227-ФЗ) проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (далее - проверка) проводится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по месту его нахождения.

Проверка проводится на основании уведомления о контролируемых сделках или извещения территориального налогового органа, проводящего выездную или камеральную проверку налогоплательщика, направленных в соответствии со ст. 105.16 НК РФ (в ред. Закона N 227-ФЗ), а также при выявлении контролируемой сделки в результате проведения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

При проведении проверок федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, вправе проводить мероприятия налогового контроля, установленные ст. ст. 95 - 97 НК РФ. При этом контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных проверок.

Пунктом 2 ст. 105.17 НК РФ (в ред. Закона N 227-ФЗ) предусмотрено, что проверка проводится должностными лицами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) о проведении проверки. Такое решение может быть вынесено не позднее двух лет со дня получения уведомления или извещения, указанных в п. 1 ст. 105.17 НК РФ (в ред. Закона N 227-ФЗ). Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, не вправе проводить две и более проверки в отношении одной сделки (группы однородных сделок) за один и тот же календарный год. В случае если у налогоплательщика, являющегося стороной контролируемой сделки (группы однородных сделок), в отношении указанной сделки (группы однородных сделок) за календарный год была осуществлена проверка в соответствии с настоящей статьей и по результатам такой проверки было установлено соответствие условий контролируемой сделки (группы однородных сделок) условиям сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, в отношении указанной сделки (группы однородных сделок) не могут быть осуществлены проверки у налогоплательщиков, являющихся другими сторонами указанной сделки (группы однородных сделок).

При этом проведение проверки в отношении сделки, совершенной в налоговом периоде, не препятствует проведению выездных и (или) камеральных налоговых проверок за этот же налоговый период.

В рамках проверки могут быть проверены контролируемые сделки, совершенные в период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Если для определения сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий контролируемых сделок с условиями сопоставляемых сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, налогоплательщик применил методы, указанные в п. 1 ст. 105.7 НК РФ (в ред. Закона N 227-ФЗ), или их комбинацию, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, при осуществлении налогового контроля в связи с осуществлением сделок между взаимозависимыми лицами применяет метод (комбинацию методов), примененный (примененную) налогоплательщиком.

Применение иного метода (комбинации методов) возможно в том случае, если федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, докажет, что метод (комбинация методов), примененный (примененная) налогоплательщиком, исходя из условий совершения контролируемой сделки не позволяет определить сопоставимость коммерческих и (или) финансовых условий контролируемой сделки с условиями сопоставляемых сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, не вправе применять в ходе налогового контроля в связи с совершением сделок иные методы, не предусмотренные настоящим разделом (п. 5 ст. 105.17 НК РФ (в ред. Закона N 227-ФЗ)).

В соответствии с п. 8 ст. 1 Закона N 227-ФЗ гл. 16 НК РФ с 1 января 2012 г. дополняется ст. 129.3.

На основании п. 1 ст. 129.3 НК РФ (в ред. Закона N 227-ФЗ) неуплата или неполная уплата налогоплательщиком сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, влечет взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб.

Закон N 227-ФЗ вступает в силу с 1 января 2012 г. (п. 1 ст. 4 Закона N 227-ФЗ).

Пунктом 9 ст. 4 Закона N 227-ФЗ предусмотрено, что привлечение к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное ст. 129.3 НК РФ (в ред. Закона N 227-ФЗ), осуществляется в следующем порядке:

при вынесении решений о доначислении налогов за налоговые периоды, истекшие до дня вступления в силу Закона N 227-ФЗ, применяется порядок, действовавший до дня вступления в силу Закона N 227-ФЗ;

при вынесении решений о доначислении налогов за налоговые периоды 2012 - 2013 гг. налоговая санкция, предусмотренная п. 1 ст. 129.3 НК РФ (в ред. Закона N 227-ФЗ), не применяется;

при вынесении решений о доначислении налогов за налоговые периоды 2014 - 2016 гг. налоговая санкция, предусмотренная п. 1 ст. 129.3 НК РФ (в ред. Закона N 227-ФЗ), применяется в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога;

при вынесении решений о доначислении налогов за налоговые периоды начиная с 2017 г. применяются положения п. 1 ст. 129.3 НК РФ (в ред. Закона N 227-ФЗ).

В. Г.Крашенинников

Советник государственной

гражданской службы РФ

2 класса

09.09.2011