Право собственности на природные ресурсы
(Алиев О. К.) ("Юрист", 2006, N 3) Текст документаПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
О. К. АЛИЕВ
Алиев О. К., соискатель кафедры конституционного и муниципального права Дагестанского государственного университета.
Конституционные права граждан России на благоприятную окружающую среду; частную собственность на землю и на другие природные ресурсы; на возмещение нанесенного ущерба, причиненного их здоровью и имуществу экологическим правонарушением, а также официальное признание того, что экологическая безопасность есть составная часть национальной безопасности страны, составляют основу нормативно-правового регулирования природоохранной деятельности как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Конституция РФ в ст. 9, 36 и 42, а также принятая 12 июля 2003 г. новая Конституция Республики Дагестан в ст. 15 и 39 закрепляют за гражданами Российской Федерации вышеперечисленные права и гарантируют их государственную защиту, являются основными институтами правовой охраны окружающей среды в сфере современного конституционного законодательства. Экономическая потребность России и ее субъектов, в том числе Дагестана, в дополнительных средствах удовлетворяется в значительной степени за счет природных ресурсов. Это обстоятельство, а также интерес к более глубокому исследованию объектов права собственности в гражданском праве стимулировали оживленные дискуссии среди специалистов практически всех областей права относительно признания или непризнания объектов природы предметом права собственности. Особенно это коснулось земли, полезных ископаемых. По результатам дискуссии выявились разные позиции специалистов по указанной выше проблеме. Одни из них, ссылаясь на ст. 9, 36 Конституции РФ и гражданское законодательство, признают нахождение земли и других природных объектов, как и других вещей, в собственности и утверждают, что они обладают всеми гражданско-правовыми признаками вещи и поэтому на них можно распространить право собственности. Другие ученые полагают, что на часть природных объектов, отведенных для природопользования (карьеры, отдельные земельные участки и т. д.), возможно распространение права собственности. Другая же часть таких объектов (лесной фонд, земли сельскохозяйственного назначения и др.) под правовой режим права собственности не подпадает, использование их должно регламентироваться специальными законами. Ученые, придерживающиеся третьей позиции, считают, что природные объекты не обладают многими признаками, характерными для вещи как объекта вещного права собственности и имущества как гражданско-правовой категории, предостерегают общество от свободного оборота любых природных объектов. Наиболее привлекательной для Дагестана, на наш взгляд, представляется позиция ученых, которые полагают, что на часть природных объектов, отведенных для природопользования возможно распространение права собственности, а другая часть является общенародным достоянием. Такой позиции придерживались и мусульманское право, и обычное право, которые господствовали в Дагестане в дореволюционное время и гораздо раньше до этого, и признавали частную собственность на отдельные объекты природопользования, в частности на землю и природные ресурсы, находящиеся на ней, добытые особыми трудами собственника земельного участка. "Распоряжение землями (засеянные и обработанные) принадлежит единственному одному хозяину оных и без дозволения его никто не имеет предпринять что-либо в этих землях. Равным образом все, что входит в круг владения, в границы имения, как то: канавы, колодцы, источники, дороги и прочие - есть собственность хозяина. Кто в своем участке выроет колодец или откроет источник воды, тот имеет на них полное право собственности. Тем же правом пользуются и открывшие в недрах земли, особыми трудами, рудники золота, серебра и прочее. Родники же явственные, открытие, находящиеся на поверхности земли и обнаруживающие ясно признаки свои, как то: родники пресные, соленые, нефтяные и прочие и сами воды ручьев, рек и озер - не могут быть собственностью частных лиц: многие духовные лица сомневаются даже в том, имеет ли и правитель страны - Султан право отдавать оные в исключительное пользование частным лицам" <*>. -------------------------------- <*> Тарнау Н. Изложение начал мусульманского законодательства. Санкт-Петербург, 1850. С. 34.
Указанным правом на землю и другие природные ресурсы за редким исключением в исторические времена пользовались все народы Дагестана. В большинстве случаев эти нормы мусульманского права совпадают с исторически сложившимися традициями и обычаями народов и, на наш взгляд, могли бы послужить базовой основой при регулировании отношений природопользования и охраны окружающей среды в республике, когда многие законы в этой сфере находятся в стадии разработки. В связи с этим было бы целесообразным скорректировать ч. 2 ст. 15 Конституции Республики Дагестан, исключив из ее текста слово "частной" и изложив ее в следующей редакции: "Земля и другие природные ресурсы могут находиться в государственной, муниципальной и иных формах собственности". Под иными формами собственности следует понимать частную собственность на отдельные земельные участки граждан, земли мечетей, земли, занимаемые улицами, площадями и т. д. "Места, никому не принадлежащие, общественные, как то: в мечетях, на публичных площадях, на улице, на дороге проезжей - всякий может занять, без особого права сохранения за собой или владения" <*>. -------------------------------- <*> Тарнау Н. Там же. С. 36.
Действительно природные ресурсы имеют много особенностей, отличающих их от обычных вещей и имущества, они прежде всего олицетворяют и природный экономический ресурс, и экологическую среду. Природные объекты - дар природы, данный всему человечеству, настоящим и будущим поколениям. Эта особенность рассматриваемых объектов предопределяет два естественных права на него. С одной стороны, естественное право каждого человека на природопользование в местах своего проживания и хозяйственной деятельности. Это право, однако, не закреплено в Конституции РФ, большинстве ее субъектов, а также в Конституции РД. В этой связи в текст ст. 39 Конституции РД было бы целесообразно добавить слова "и на природопользование в местах своего проживания и хозяйственной деятельности", и в целом указанную статью Конституции Дагестана изложить в следующей редакции: "Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, а также на природопользование в местах своего постоянного проживания и хозяйственной деятельности". Внесение указанного изменения в Конституцию РД и закрепление в ней права человека на природопользование, на наш взгляд, не только отвечает исторически сложившимся традициям и обычаям дагестанских народов в этой сфере, но и побуждает в них особые чувства "хозяина" среды обитания и как следствие - бережного отношения к окружающей среде. Необходимость такого закрепления вытекает и из сущности рассматриваемых объектов, из неразделимости природы человека, за счет которой человек удовлетворяет свои разнообразные потребности. Кроме того, природные объекты - это экологическая среда. Естественное право на благоприятную окружающую среду, которое сродни праву на жизнь, закреплено в ст. 42 Конституции РФ и в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" 2002 г., а также в ст. 39 Конституции РД. Эти естественные особенности природных объектов дают о себе знать и при определении их признаков как объекта права собственности и иных гражданских прав, в них не вложен человеческий труд, а потому цена их не определяется главным образом экономическими и политическими соображениями, спросом и предложением на них. Не обладают природные объекты и признаком дискретности. Это особенно видно на примере животного мира, находящегося в естественном состоянии. При сравнительном анализе конституций и уставов субъектов Российской Федерации и некоторых европейских стран с Конституцией РД отмечено, что одной из отличительных черт Основного закона Дагестана является отсутствие в нем статьи, закрепляющей за гражданами и их объединениями частную собственность на землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. Хотя норма о том, что земля может находиться в частной собственности, сформулирована в ч. 2 ст. 15 Конституции, причем в самой важной ее главе "Основы конституционного строя". Понимая, почему авторы проекта Конституции Дагестана пошли на такой шаг, необходимо отметить, что лишить только граждан Дагестана права частной собственности на землю было бы несправедливым и неверным. Такая статья - 36 - содержится в Конституции России, в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации. Отношения, регулируемые указанными нормами, и земельно-правовые отношения, существовавшие в дореволюционном Дагестане, имеют большое сходство. Однако речь не идет о переносе указанной статьи в Конституцию Дагестана в неизменном виде. С учетом всех обстоятельств, нам представляется, следует изложить ее в Конституции РД в такой редакции: "Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде, не нарушает прав и законных интересов других граждан и не становится предметом купли-продажи. Условия и порядок пользования землей определяются на основе закона Республики".
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Конституция Российской Федерации. М., 1993. 2. Конституция Республики Дагестан. Махачкала, 2004. 3. Федеральный закон РФ "Об охране окружающей природной среды". М., 2002. 4. Закон РД "О земле". Махачкала, 2003. 5. Земельный кодекс РФ. М., 2001. 6. Бобылев А. И., Демичев Д. М., Шингель Н. А. Правовой режим использования и охраны природных объектов и природных ресурсов. М., 1992. 7. Клюкин Б. Д. К вопросу о правовом положении природных ресурсов субъектов РФ // Теоретические основы формирования экологического, аграрного, земельного, предпринимательского законодательства в субъектах РФ. Оренбург, 1997. 8. Крассов О. И. Право частной собственности на землю и охрана окружающей среды // Вестник МГУ. 1995. N 6. 9. Тарнау Н. Изложение начал мусульманского законодательства. СПб., 1850.
Название документа